Путешествие по Русскому Северу

В холода, в холода,
От насиженных мест
Нас другие зовут города, -
Будь то Минск, будь то Брест.
В холода, в холода...
Владимир Высоцкий

Минск и Брест были в прошлом году, а теперь действительно в холода…

Аэробус ИЛ-96 «Валерий Чкалов» 9 часов нес мое тело с края света из Петропавловска-Камчатского в Москву, туда, где с осени прошлого года меня ждала моя «Хонда Африка Твин». Вечер прилета посвящен общению с друзьями, следующий день на техобслуживание, долой старое масло, все фильтра и свечи.

Утром 28 апреля я начал свой путь в холода, на север. Дмитровское шоссе ведет меня с шумящей и рычащей Москвы в КалязинКалязин. Калязин старинный городок на берегу Волги, главной достопримечательностью которого является колокольня Николаевского собора, построенного в 1800 году. Колокольня стоит прямо в Волге, и только пару лет назад вокруг нее сделали небольшую насыпь, чтобы фундамент не рушился. Московский тракт проходит через весь город и обрывается у берега, а раньше он доходил до площади, на которой и возвышался Николаевский собор. Сам собор был взорван коммунистами, а колокольня использовалась как парашютная вышка, пока там не разбилась какая-то парашютистка. В 1932 году на Волге были построены ряд гидротехнических сооружений в виде плотин, электростанций и систем шлюзов, река из-за этого разлилась, затопила большое количество сел и деревень, и колокольня Николаевского собора тоже оказалась в зоне затопления.

Следующий город моего маршрута – Углич. Здесь меня встретил представитель Ярославского клуба «Черные Медведи» Рома. Экскурсия по городу затянулась, и пришлось здесь заночевать. Здесь проявился один из примеров байкерского братства, Рома, который видел меня впервые в жизни и знал всего 3-4 часа, оставляет меня в своей квартире, а сам уходит ночевать к своей девушке. Я уже встречался с таким, но было очень приятно, что тебе доверяют. Углич просто напичкан церквями, соборами и разными памятными местами которые я боюсь все перечислять. Основное что я запомнил это то, что в Угличе закончилась династия Рюриковичей, здесь был убит царевич Дмитрий, и на трон пришли Романовы. Здесь даже есть свой храм на крови.
УгличУглич

Углич, шлюзы      Утром 29 апреля покидаю Углич, через плотину и шлюзовой мост перебираюсь на другую сторону Волги. Недалеко находится город Мышкин, имеющий единственный в мире музей Мыши, большой музей старины под открытым небом, в котором собрано великое множество экспонатов от каменного века до наших времен и музей валенка. Три часа мне вполне хватило на то чтобы посмотреть это все. Хотя осмотр был весьма поверхностным, надо задерживаться подольше.
      От Мышкина на другой берег Волги каждый час ходит паром, который берет все виды транспорта. Десяток минут на пароме, и я выезжаю на дорогу, ведущую меня в Рыбинск. Быстрый попутный осмотр города, который в свое время был столицей бурлаков, и я опять переехав по мосту Волгу, направляюсь в Ярославль, где у меня живет камчатский товарищ Юра.

Поездка в Ярославль была приурочена к открытию сезона клубом «Черные Медведи», но это только 1 мая, у меня в запасе еще есть один день и я не собираюсь сидеть в городе. Утром 30 апреля я выезжаю на часть Золотого кольца России, направляюсь в Кострому. Здесь меня встречает клуб «Присягнувшие ветру». Едем смотреть Свято-Успенский монастырь и музей деревянного зодчества. Поскольку времени в сутках мало, а намечено много, надолго в Костроме не задерживаюсь. По дороге к Иваново, в районе Волгореченска, попадается плохой участок дороги. Иваново прохожу транзитом, делая снимки города. Далее Суздаль. Суздаль это все единое историческое место, опять огромное сосредоточение церквей, монастырей, даже обычные в обиходе почта, аптеки и магазины расположены в старинных домах. Городок очень небольшой, от одной стелы до другой, которые обозначают границы города всего 3300 метров, но на этих метрах много интересного, надо приезжать, становиться где-то на постой и гулять пешком. Очень много ГАИ, но не злобные, к туристам относятся дружелюбно, мне несколько раз разрешали становиться под запрещающими знаками и недолго погулять и пофотографировать. Из Суздаля направляюсь в Ростов-Великий. К этому городу относятся все слова, которые были сказаны о Суздале, кроме всего прочего в стенах Ростовского кремля снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Приехал поздно, уже все было закрыто, поэтому погулял только вокруг кремля, а хотелось попасть и вовнутрь. Ну что же, часть Золотого кольца пройдена, я возвращаюсь в Ярославль.
ЯрославльНа набережной Волги с отцом Георгием
      Утро 1 мая собираемся на набережную Волги, где будет сбор колоны на открытие сезона в Ярославле. Времени еще хватает, и мы с Юрой катаемся по городу по всем красивым и историческим местам. Ну вот мы и докатались до места сбора. Клуб "Черные медведи" знаменит еще и тем, что у них в клубе есть свой батюшка Отец Георгий, настоятель Яковлевско-Преображенской церкви (или храма, прошу прошения за неточности). Даже на набережной Волги на месте сбора колонны было проведено освящение мотоциклов и их хозяев. Колонна большая и едет на новую территорию «Медведей». Такого открытия сезона я еще не видел. Клуб купил землю на окраине какого-то села в 10 км от города, на этой земле только старый колхозный амбар. И вот все желающие поучаствовать в субботнике по облагораживанию территории, прибыли на место. По периметру еще накануне были вбиты колышки, на месте которых надо было вкопать столбы, прибить доски забора и посадить елочки, девушки вооружившись граблями, очистили территорию от мусора и старой травы. Всего два часа работы и территория была неузнаваема. Ни кто, ни кого ничего не заставлял делать, все работали столько, сколько считали нужным. По окончании работы всех ждала горячая уха и чай, а вечером уже в городе в «Берлоге» было все, и живая музыка, и горячительные напитки с закусками, праздник шел своим чередом.
Зам Мэра города и президент клуба
Дорога к Деду Морозу      2-го мая я покинул гостеприимный Ярославль и двинулся еще севернее, на вотчину Деда Мороза в Великий Устюг. Свернув севернее Вологды на дорогу к Устюгу, я начал замечать в придорожном лесочке снег, и чем дальше я ехал, тем снега становилось больше. Температура медленно, но неизменно падала. Дорога была разного качества, но для «Африки» она не представляла какого либо препятствия. Сама вотчина Деда Мороза оказалась немного за городом, и занимала довольно большую площадь. Погуляв по территории, зайдя в дом Снегурочки, я постепенно вышел к терему Деда Мороза, он хоть и сказочный персонаж, но и у него есть свой рабочий день, в общем, по терему я погулять не успел, но фото на память с Дедом Морозом я сделал. Ночевать в Великом Устюге я не собирался, да и световой день позволял еще доехать до Тарноги, где я разместился в гостинице. Тарнога старый поселок в советском стиле, все чисто, ухоженно и все очень сжато. Мотоцикл на стоянку (на которой кроме моего мотоцикла стоял один КАМАЗ и одни Жигули), сам в гостиницу и спать. Последние СМСки в Архангельск Сереге Хоме с вопросом о качестве дороге, ответ «мрак». Потом узнав, что я еду на «Африке», написал – «прорвешься».
Дом Деда МорозаЗдравствуй, Дедушка Мороз!!!
      Утром 3-го мая впервые на сиденье моей Африки вместо росы была корочка льда. На стоянке я не смог обнаружить сторожа, вернее сторожиху, поэтому выкатывал мотоцикл через калитку, ворота были на большом навесном замке. Мотоцикл почему-то плохо катился, я заметил, что заднее колесо приспущено, грешным делом подумал на местных. Поставил мотоцикл на Меня встречают Архангелыцентральную подножку, посмотрел на колпачок соска, он был грязный, значит, не спускали. Покрутил колесо, на покрышке нет свежих следов прокола, интересно. Достаю компрессор, качаю. Еду в гостиницу грузиться, на выезде из Тарноги заезжаю в шиномонтаж, колесо опять подспустило. Разбираю его, там у меня стояла Ижевская камера, после 30 тысяч километров она стала пропускать по сварному шву. Клеим заплатку и в путь. По пути до Вельска еще раз подкачивал. В Вельске нашел магазин с камерами, покупаю две, одну в колесо другую в запас и стартую прямой дорогой на Архангельск. Дорога до Архангельска весьма разнообразна, от откровенно жуткого разбитого асфальта, до трасс для спортбайков 50 на 50, самый плохой участок километров 100-150 от Вельска. В Архангельске меня встретил клуб «Архангелы» сразу в баню и горячий чай, пиво потом, замерз.

Утром покатались по городу, съездили в Малые Карелы в музей деревянного зодчества. В этот день я успел съездить в Северодвинск (хотя до этого считал этот город закрытым), там меня встретил клуб «Беломоры», побывали везде, где можно и немного там, где нельзя, вечером назад в Архангельск. Погода в этот день в северных местах была хорошая. Правда реки только три дня назад как вскрылись, и по ним вовсю шел ледоход, а озера все еще были подо льдом. Снег частично присутствовал в дальних лесочках. Прямо скажем не жарко.
Малые Карелы музейЛёд на Северной Двине
      5-го мая я начал свой путь в южном направлении, ибо на север уже ехать было некуда. После заезда на родину Ломоносова в Холмогоры, я поехал другой дорогой через Плесецк, Каргополь, Няндому и вышел опять на Вельск. Дорога через Плесецк-Каргополь имеет большую часть грунтового покрытия, причем и с гравием, и просто земляное, тут мне пришлось вспомнить свое прошлогоднее путешествие по Амурской трассе. Хорошо что грунтовки здесь было немного больше 200 километров, а не три тысячи. Начинался дождик, было холодно, заночевать собирался в Сямже, там есть гостиница, но нет стоянки, поэтому я позвонил в Вологду Бармалею, сказал что еде к нему. В итоге в полпервого ночи я был в клубе «Дикий ветер», спать поехали к Холмогоры родина ЛомоносоваБармалею домой.
      Утром 6-го мая меня догнали Архангельские СМСки, народ интересовался как я, и повод был, в Архангельске через сутки после моего отъезда выпал снег и сильно похолодало. Только тогда я понял, как удачно съездил на север, тепло там началось за два дня до моего приезда и закончилось сразу через сутки. Было такое ощущение, что сама природа дала мне шанс побывать в тех местах в запланированное мной время, видно уж очень сильно я этого хотел. Многие меня заранее предупреждали, что начало мая слишком раннее и рискованное время для поездки в Архангельск. И в Плесецке заправщик мне сказал, что мне повезло, еду по сухому, в это время года после дождей на грунтовках вязнут даже трехосные полноприводные машины, распутица…
      Вологда провожала меня дождем. До Москвы было уже не далеко что-то в пределах 450 км. По пути заехал очередной раз в Переславль-Залесский, этот город относится к категории городов памятников, как Суздаль и Ростов-Великий. Вечером я был в Москве в которой не собирался задерживаться, но погода внесла свои коррективы… Утром 7-го мая было +3 и шел снег. Я решил в этот день никуда не ехать, а заняться мотоциклом. Поменял заднюю покрышку и цепь со звездами. Хотел все это сделать днем позже в Шебекино у Вовы Тураева, но погода дала мне время сделать все это в Москве.
Совсем уже не СЕВЕР!!!      8-го мая я стартовал с Москвы, теплее стало не намного +6, но хоть снега нет. До Тулы доехал нормально, а потом начался дождь, который гнал меня до самого Шебекино. И вот я встречен Вовой Тураевым, который перебрался сюда жить с украинского Павлограда. Водочка для сугрева, горячая ванна, потом ужин и разговоры за дорогу и жизнь.
      9 мая – день Победы. Под дождем я покидаю гостеприимное Шебекино и двигаюсь в сторону Российско-Украинской границы. Прохождение границы никаких проблем не вызвало, кроме как на украинской территории таможенники долго спорили делать мне декларацию на ввоз мотоцикла или нет, начальник говорил делать, подчиненный которому приходилось этим заниматься говорил что она не нужна (в прошлом году я действительно этого не делал), в итоге сделали. На мой вопрос зачем она мне нужна, ничего не ответили, сказали езжай отсюда и все. И вот я на Родине. Погода пока не радует, но я надеюсь на лучшее. Планов поездок по Украине громадье, но это отдельная песня…