Слушать рис

Текст и фото: Дмитрий Хитров
               
      Между воинственным Вьетнамом и девственной Камбоджой раскинулся красавец Лаос!
      У Лаоса нет выхода к морю и это диагноз. Туристы в основной своей массе выберут Тай, Камбоджу или Вьетнам, схожие по цене, а может ещё и более дешевые, чем Лао, да к тому же бравирующие в рекламных проспектах белоснежными пляжами. Опять же, нравы. В отличие от соседей здесь всё скромнее и строже, что тоже вряд ли привлечёт массы. В 11 вечера все легальные бары – на замок. Культурные ценности – мало, природа – труднодоступно, тупик! Вот и спасают туристическую индустрию государства два с половиной разрекламированных  города с весьма примитивным набором рекреационных услуг для молодёжи и студентов, а также мифы и легенды о девственных лесах и чудесных реках, манящие сюда бэкпеккеров и авантюристов со всего света.
      Прибыв на границу со стороны Тайланда в кузове пикапа, деля его с четырьмя бриттами и двумя американцами, я переправился через Мост Дружбы, самый знаменитый погранпереход между двумя странами, и, перекусив, отправился на поиски арендной конторы. Кстати, в отличие от граждан Европы и Штатов, россиянам виза на срок до 15 дней не требуется и, соответственно, граница переходится бесплатно. Приятно!
      Honda Baja 250 – птичка-ласточка, незамедлительно после прокатки кредитной карты понесла меня подальше от некрасивого (хотя чего я там за час мог разглядеть) Вьентьяна в сторону первого на моём пути туристического городка Ванг-Вьенга.  Далее, следившие за моим путешествием, могли читать в моём дневнике следующее:
      «День 2. Ванг Вьенг – чудо, а не городок! У меня прямо у отеля речка, горы – ляпота!!! Прикинув, за сколько я смогу добраться до Луан Пробанга, я отправился осматривать окрестности на лодочке – каяке. Вода, сука, холодная, но, сука, приятная! Вокруг красота неземная! К двум часам не без сожаления я отбыл. Первые километров 50 – полная халява, плавные повороты, редкие горки, а потом началось! Суровый серпантин спутал все мои планы добраться до культурной столицы Лаоса засветло, к тому же нельзя же всё время ехать, надо и с людьми пообщаться. Протрепался вот минут тридцать с англичанином на неброском велосипеде, который уже четыре месяца колесит по Азии, а сейчас держит путь в Китай. Есть же психи… Только что въехал в Луан Пробанг, завтра буду осматриваться, а сейчас пожрать, пивка и спать! Уже ясно, Лаос – супер!!!
      День 3. При свете дня Луанг Пробанг оказался одно-двухэтажным городишкой, милым и симпатишным. Здесь довольно много туристов, заманенных сюда различными путеводителями, рассказывающими о его статусе world heritage, полученном за счёт бесконечного числа буддийских храмов и храмиков. Молодые монахи расхаживают запросто по улицам, разбавляя серые массы британцев и австралийцев своими ярко-оранжевыми саванами. Здесь дорого. По азиатским меркам, конечно. Завтрак встал мне почти в пять баксов. Вчерашний серпантин был детским серпантином. Сегодня к 180-градусным поворотам добавилась исчезающая на этих самых поворотах дорога, так что пол-дня провёл, стоя на подножках. Виды вокруг фантастические, изредка проезжаешь очередную тростниковую деревеньку и снова на другой планете. Темнеет рано и, проехав сегодня всего 250 км, останавливаюсь на ночлег в городке Оудомксай, тем более, здесь есть несколько кафешек и ночной клуб. Кстати, средняя скорость по Лаосским дорогам с учётом коротких остановок на «пофотографировать» составляет км 40 в час максимум!
      День 4. Сегодня я озадачился посещением китайской границы, но прежде очень хотелось заехать в городок Луанг Намта, где жители окрестных деревень гонят славящийся на весь Лаос рисовый виски. После 150 км грунтово-плохоасфальтного серпантина и боли в ляжках от постоянного стояния на подножках, я въехал-таки в небольшое селение и принялся рыскать в поисках перегонного заводика. А заводика то и нет! Сидят тёти на берегу канавы и шпарят самогону полный вперёд. Налили, попробовал. Хоть и тёплая, но вкуусная! :) Забрался по крутой лестнице к ступе, стоящей неподалёку на пригорке. Ступа как ступа, а ноги болят ещё сильнее. Пора дальше, до границы 50 км, час пути. Встретил двух французов, путешествующих пешком (!!!), это даже круче чем трое ирландцев, с которыми вчера чаёвничал, те едут из Бангкока домой на велосипедах. На границе ко мне подошёл молодой швед с магнитофоном наперевес и выпученными от ужаса глазами. Он сел на автобус в Луанг Пробанге и рассчитывал вечером оказаться во Вьетнаме. Автобус повернул в другую сторону, а шведу об этом сказать забыли, и теперь он стоял на границе, только с Китаем. Лаосссс! Подкинув бедолагу до города, я отправился в обратный путь, хотелось переночевать в Луанг Пробанге.
      Дорога не близкая – 250 км, до сих пор это был мой средний дневной пробег, а время уже 4 часа. Шпарил на все деньги и скоро уже проскочил место вчерашней ночёвки Удомаксай. Дорога лучше за время моего отсутствия не стала, а силёнок поубавилось. Пятой точкой вовремя почувствовал недоброе и точно – с багажника отвязался рюкзак со шмотками и теперь беспомощно болтался на одной стропе рядом с мотоциклом. Но самое ужасное - в нём протёрлась дырка и мою любимую майку, подарок Роджера Голдаммера, намотало на заднее колесо. Ещё бы чуть-чуть… Покойся с миром, дорогой лонгслив, ты обрёл вечный покой в горах Лаоса! Дальше ехал без приключений и к десяти был на месте. Сегодня продубасил 500 км, двойную норму. Кайф!!!»
      Всё, дальше в «красавце Лаосе» интернет мне встретился лишь единожды, и его скорости не хватило, чтобы закачать на сайт фотографии.
      В очередной раз подивившись ценам в Луанг Пробанге (завтрак – 8 долларов), я отправился в город Фонсаван, место где расположена долина горшков или по-иностранному Plain of Jars. Учёные до сих пор понятия не имеют, откуда взялись эти несколько тысяч каменных сосудов и сколько им лет, хотя есть мнение, что пару тысяч лет назад, местный правитель, победив врагов, закатил мощнейший сабантуй, а сии ёмкости были спешно изготовлены для подготовки спиртосодержащих продуктов. Продукты то употребили, а тару оставили на радость потомкам и на удивление белокожим учёным. Жирно отмеченный на карте Фонсаван сулил все радости субботнего вечера.  Я уже представлял себе вкусный ужин в уютном ресторане за, гулять так гулять, долларов семь, массаж уставшей и начинающей побаливать спины, беседу с каким-нибудь интересным путешественником, приправленную бутылочкой Beer Lao… На деле Фонсаван оказался полнейшей дырой и проводить в нём субботний вечер совсем не улыбалось, поэтому бегло осмотрев сосуды, хаотично разбросанные по живописным холмам, я решил ехать дальше в городок Паксан, рассудив, что горы здесь не очень высокие, дорога последние 300 км была отличная, и часа за 3-4 я эти 250 км легко сделаю, даже несмотря на приближающиеся сумерки.
      Ещё одним «за» ночного броска было желание добраться сегодня до города Паксе, большого города на Юге Лаоса, откуда я смог бы сделать маршбросок к Плато Болавен и в район 4000 островов у камбоджийской границы. Если бы я знал, что меня ждало ночью…
      Карта Rough Guide очень прятна на ощупь, имеет хороший масштаб и вообще сделана с любовью. С любовью, но, видимо, без малейшего понятия о географии! От Фонсавана до Паксана на ней нарисована жирная красная дорога, которыми обычно обозначают магистрали, однако через 30 км асфальт кончился, а потом кончилась и гравийка. Следующие 200 км я пробивался через джунгли в общей сложности 12 часов, глубокой ночью сделав остановку в крошечном гестхаузе для лесорубов. Местные жители с М-16 или АКМ наперевес, периодически встречавшиеся на тропе, подтверждали тот факт, что дорога приведёт меня к Паксану и это давало мне сил. Песок, пыль, глина, огромные грязевые лужи и как кульминация – ночное пересечение десятка речек в брод, когда не видно ни дна ни берега и ты просто выкручиваешь ручку в надежде на чудо.
      Утром в одной из деревень я увидел белое лицо. «Ты чего здесь делаешь?» «Тебя можно о том же спросить», - ответил француз Марк, который уже 13 лет работает на WWF в ЮВА. Он рассказал мне, что дорога, по которой я ехал, существует исключительно для нужд нелегальных вьетнамских лесорубов, которые каким-то образом умудряются перевозить древесину к себе на родину. Как рассказал Марк, в этих лесах полно тигров, больших обезьян и даже диких слонов, что ещё раз заставило меня вспомнить недобрым словом составителей карты. Но, если честно, когда я попаду в Лаос снова первое, куда я поеду, будет эта дорога, жутко интересно пройти её при свете.
      Скоро я выехал на асфальт и следующие 600 км проехал в режиме выкрученной до отказа ручки газа. К восьми вечера я был в Паксе и, наспех поужинав, упал спать под шуршание в ванной огромных тараканов.   
      После пережитого вчера в джунглях, я уже был спокоен по поводу новых впечатлений. Плато Болавен оказалось чудным местечком, где местные жители выращивают привезённый в своё время французами кофе. Несколько удивительно красивых водопадов среди карстовых гор, буйная растительность – красота!
      Ещё два часа хорошей дороги и я подъехал к камбоджийской границе. Встреченный мною вчера француз рассказывал, что где-то здесь можно увидеть последних оставшихся в Меконге пресноводных дельфинов. Пограничник объяснил, что мне надо вернуться на семь километров назад и свернуть к реке, где местные рыбаки смогут устроить экскурсию. Свернув на грунтовку я действительно скоро был в деревеньке, в камбоджийской деревеньке… Поняв, что я нелегально пересёк границу, я ретировался и скоро был в нужном месте.
      За несколько долларов мне досталась большая лодка с проводником, и уже через  час я наблюдал резвящихся в закатном солнце дельфинов. Позже был большой водопад и дерево белое от сидящих на нём птиц… Восьми дней безусловно мало для того, чтобы сказать, что узнал страну, но для того, чтобы захотеть сюда вернуться – вполне достаточно! Весь регион ЮВА бесконечно интересен и привлекателен для туристов всех мастей, просто когда выбираешь куда поехать, стоит вспомнить пословицу «Вьетнамцы выращивают рис, Камбоджийцы смотрят, как рис растёт, а Лаосцы слушают, как он растёт».

ГАЛЕРЕЯ

 








Форум К оглавлению Поиск по сайту Архив журнала