Прогулки по Чуйскому тракту или страшная история о том, как
коварные новосибирцы хитростью заманили ничего не подозревающих ангарчан на Актру и утопили их мотоцикл в бурной горной реке…

Текст: Светлана Князева (knyazevavt250f@ngs.ru)
Фото: участников путешествия
Выражаем благодарность за помощь в доставке материалов статьи Антону Zac Hunter
(wodmc@mail.ru)

Все времена и пространства – существующие
и не существующие – к твоим услугам.
М. Веллер

Северо-Чуйский хребет

Интродукция
   В этот поход, как всегда, собиралось много народу. И, как всегда, никто не поехал. Из новосибирцев поехала я, что само собой разумеется, и мальчик-одуванчик Олежа Васильков. При этом он любезно предложил не мучить мой спортбайк (хотя спортбайки – как показали время, горные тропы и болота – грязи не боятся, то есть вообще ничего не боятся…) и поехать на его "Иже" (на котором есть задний ход, радиатор и прочие чудеса). Так, якобы, можно даже сэкономить деньги (не верьте никогда таким словам; чем больше вы желаете сэкономить, тем сильнее мучит синдром красивой жизни).
   Идея, в общем, принадлежит мне. Гулять по Чуйскому тракту – хороший обычай. А в век информационных технологий существует наше наказание и наша удача – интернет. Именно по интернету теперь находятся компаньоны для путешествий и проверяются на месте. И всё-то они из далёких-далёких городов, а ближние наши постоянно куда-то деваются перед поездками. На этот раз тяжёлому на подъём Новосибирску повезло путешествовать с ангарчанами. Знакомьтесь: Алексей Соловьёв и Майя Новик. В результате неудач с японской техникой они пребывают на двух "Уралах". У Майи – "Соло", у Лёхи – "просто "Урал" с коляской". Это, как можно догадаться, склад. Все знают, что в люльку можно пихать вещи бесконечно, и нагло этим пользуются… Ребята очень хотели посмотреть на Алтай и надеялись найти в моём лице человека, который им всё покажет. Скорее всего, я не оправдала их надежд.
   Они приехали в Новосибирск чуть раньше и поэтому несколько неожиданно, как сессия… Это когда вы слышите с четвёртого этажа категоричные вопросы, не это ли второй дом, и ни с чем не сравнимый звук множества мотоциклов. А потом обнаруживаете, что мотоциклов всего два, просто это "Уралы". Я, как могла, пыталась не опозорить Новосибирск, что мне, видимо, не удалось. Несчастья, причинённые Майе и Алексею безалаберными новосибирцами, складываются в балладу о марафонских страдальцах. Началось всё с моего подлого белого кота, который, как выяснилось, "залежал" светлое покрывало (что не было вовремя замечено), и всю оставшуюся дорогу ребята пытались отряхнуться от его шерсти. К настоящему времени, думаю, это сделано… МыТакже я не могла выехать сразу, потому что иногда приходится работать. Ждать меня в городе действительно было глупым решением, и ребята поехали вперёд; мы должны встретиться на Телецком озере, на вертолётной площадке (место встречи изменить нельзя).
   В конце концов, мне удаётся обмануть большой город и сбежать из него. В Барнаул мы с Олегом "опоздали" на сорок минут, но нам, живым, были так рады, что даже не отругали. Здесь собирается небольшая компания до Телецкого озера (дальше никто не едет, пассионарные толчки мучают только избранных). Первая ночёвка случилась под Бийском. Мы были частично съедены комарами, а в придачу Вовочка Мальцев, фашистская рожа, ехал на "Кавасаки" (так фрицы русского происхождения проводят отпуск). И случилось проехаться на этом мотоцикле, и тоска стала съедать моё сердце, особенно после дня на "Иже". Сиденье последнего больше всего похоже на скамейку. В связи с этим обстоятельством радость от движения практически отсутствует, но присутствует немой вопрос к отечественным производителям: ?

Телецкое озеро
   До Телецкого озера ехали чрезвычайно долго, с самого утра до вечера. Сказывалась неорганизованность туристов выходного дня. Полагаю, что представима моя радость сползти с "ИЖа", очутиться в машине с родственниками и открыть бутылку коллекционного вина, слушать лучшие в мире песни, казать фиги мотоциклистам и упиваться непроходящим восторгом от этой дороги и пространства... На место мы приехали вовремя, но тут оказалось, что местные проводят праздник какого-то кедра (молодого? большого?), в связи с чем окрестности Артыбаша забиты людьми и машинами. К счастью, наши будущие спутники уже освоились и встали, к тому же, на "козырном" месте, то есть мы не сильно пострадали от нашествия аборигенов на аборигенский праздник. …И снова плывёт таинственный алтайский туман над музыкой больших городов; грязно, неуютно от потребительского отношения к природе, которое проскальзывает во всём. "Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердце".
   Мы устраиваем банкет, который не прекращается и под дождём; горит под дождём неизменный алтайский костёр, а мы опять говорим бесконечно о дорогах, и я мечтаю о замке в Чемале… На следующий день планировалось вернуться на Чуйский тракт и ехать дальше, но тут выясняется, что водитель "скамейки" - действительно "пупсик-капризуля" (в предыдущем походе он был так обозван), и этот пупс восстал. Пупс не хочет сразу ехать, пупс хочет покататься по Телецкому озеру, пупс устал, пупс хочет отдохнуть… Одним словом, я рвала и метала. Выехать мы не выехали, но отношения на весь поход были испорчены. Майя с Алексеем, ожидавшие нас здесь не первый день, всё же уехали. Мы договорились встретиться завтра где-нибудь на Чуйском тракте (очень конкретное место, не правда ли?) Так осталась я с неподъёмным пупсом и баранульскими друзьями-"матрасниками". Хотя я несправедлива к ним, что и говорить. Моя сестра (мы потеряли девчонку, она вышла замуж и уехала в Барнаул), некогда лягушка-путешественница, каталась с мужем на мальцевском мотоцикле, беременная (как окажется, за неделю до рождения моего племянника)… Пупс решил, в свою очередь, сделать мне приятное и выволок меня на лодке на озеро. Мы плавали полдня, в результате я пришла к выводу, что море ненавижу (я промокла и смертельно замёрзла на ветру), пупса тоже. Далее все мои развлечения сводились к тому, чтобы бегать смотреть, как дерутся местные, коих здесь несметное количество. Дожилась!.. Полагаю, известно, что местные в пьяном состоянии - стихийное бедствие, от которого можно только бежать, всё рациональное в этом случае становится неконструктивным. Все постоянно предупреждают друг друга об этом и сами же попадают в неприятности. С нами это тоже случится.

Южный берег Телецкого озера

Когда вечером меня обуял голод, я пошла в кафе. Здесь я испытала на себе национальную дискриминацию, обслуживание происходило по национальному признаку, то есть русских почему-то не обслуживали. Выход остался один - пришлось украсть пирожок. Покаяться в этом пришла к спутникам. Те, конечно же, осудили меня, за скудоумие. Сказали, что, дескать, мясо красть надо, дурилка картонная, а не пирог с картошкой…

Чуйский тракт
   На следующий день прощаюсь со всеми. Мне предстоит сверхтрудное испытание - три недели на скамейке с водителем, который самым большим счастьем мыслит измываться надо мной. Выезжаем. Туристов мало, сезоном оккупации туристов считается август - то ли отпуск дают оптом, то ли конопля созревает (бархатный сезон, то есть). А я первый раз в жизни еду пассажиром. Это, безусловно, проще, особенно если не категорийный участок. Но появляется лень и вместе с ней - утрата автономности и независимости. То есть, я теперь - прилада к "Ижу" и его водителю. Придётся и в этом найти положительные стороны. Мне доступен гораздо больший спектр действий и зрелищ, чем водителю. Быть пассажиром - это видеть журавлей в кош-агачской степи, радуги над долинами, светотени, бегущую воду и обнаруживать на знакомых дорогах незнакомые подробности… Самым удачным пассажиром моим была сестра. Везёшь человека и чувствуешь, что человек этот что-то делает. Спрашиваешь. "Пью". Опять что-то делает. "Ем". "Переодеваюсь". "Смотрю карту". На мотоцикле нет только стационарного туалета… Я, конечно, не могу совершать так много дел, я пока не волшебник. А Вовочка Ломоносов, тренер по триалу, утверждал, будто умеет прикуривать за рулём мотоцикла на скорости 100 км/ч. Моего воображения не хватает представить это. Я склонна верить, что сие есть мистификация, то есть меня обманули на фиг!
    Еду и думаю о том, что обещала показать ангарчанам Алтай, а им приходится меня постоянно ждать, то есть экскурсовод отстаёт не на шутку. Этот день к мазохистским мыслям прибавил дождь. А потом выяснилось, что скамейка-то с вибратором!.. Что мне оставалось кроме как купить побольше пива? С ним жизнь казалась не такой отвратительной и даже в некоторые минуты прекрасной (когда удавалось вовремя привставать перед ямами). Так до самых сумерек. Тут вдруг я понимаю, что Майи с Лёхой всё нет. Мы намеревались лететь до Акташа, а потом… Не знаю, что потом. Как-то не думалось, что мы не встретимся. Перед Иодро обнаружился одиночный мотоцикл, догонявший нас. Свет был слишком яркий для местного… В общем, Лёха гнался за нами не один километр. Олег носится, как укушенный, гнаться за ним - гиблое дело. Алексей сказал, что на "Соло" с такой скоростью ещё не ездили. Нас караулили с биноклем и всё же чудом заметили. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Все, конечно же, рады, а я не перестаю удивляться, как такое могло случиться - мы встретились! Нас напоили чаем, хотя после такого количества пива уже ничто не спасёт… Ребята делятся впечатлениями. До перевала Чике-Таман они оставались флегматичными, он явился переломным пунктом, после которого они поверили, что Алтай отличается чем-то от Байкала. То есть они не зря проделали почти три тысячи километров до этого места. Русскому бы всё потрогать…
Река Чуя    Миниатюрный лагерь наш стоит на берегу Чуи, к ней террасами спускается берег; степная трава пахнет горечью, чистое небо, близкие звёзды, ночные звуки и звуки комуса… А я завтра уезжаю дальше, по жаре и под дождём, по известным и неизвестным дорогам. Неизменно думаю, как бы не облажаться перед ангарчанами снова, и ещё не подозреваю даже, что нас ждёт.
    На следующий день рассматриваем друг друга внимательно и трезво и… трогаемся. Ребята держат крейсерскую скорость гораздо ниже, чем мы. Но дело, скорее всего, в том, что у них-то нормальная скорость, это у нас отсутствует всякое понятие тормозов (тормозами пользуются только трусы!) То есть я прямого отношения к такому передвижению не имею, я могу только щипать водителя или лупить кулаком по шлему в целях снижения скорости (это новая модификация тормозной системы). Кто угодно начнёт совершенствовать её, если коленки протираются на поворотах об асфальт… Когда я выносила на рассмотрение эту проблему, пупс только грязно хихикал, и если я начинала ему заяснять для жизненного примера идею Ницше о сверхчеловеке, он только отплёвывался и заявлял, что у меня нет чувства юмора. Дальше выяснится более печальное обстоятельство. Оказывается, я настолько умная, что со мной нормальному человеку неприятно находиться рядом, потому что этот человек чувствует себя дураком. Следовательно, чтобы человек перестал чувствовать себя дураком, достаточно элиминировать травмирующий фактор в лице меня. То есть, "если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану"…
    Холодно, дождь. Я искренне обещаю всем, что в Кош-Агаче будет солнце, там не бывает дождя. Но чем ближе мы к Монголии, тем холоднее. Мои прогнозы всё меньше похожи на правду. В степях видны стены дождя, и впервые в жизни Кош-Агач встречает дождём (приходится пробавляться коньячком, чтобы придать жизни частичку тепла и радости). Здесь оставляем "Соло" на телецентре у Евгения Евглевского (это штаб-квартира мототуристов) и отправляемся на Актру. Майя в своей статье про настоящий поход написала, что новосибирцы так и не смогли объяснить, что такое Актру и какая там дорога. Я не могла объяснить, потому что ни разу там не была, а пупс не мог (или не хотел) говорить, что там, по известным только ему причинам. Другими словами, мы поехали не зная куда, и всевозможные скабрёзные стихи про Сусанина не сходили с языка… По долине к Северо-Чуйскому хребту не доехали. Вечер по прекрасности и подлости ничем не отличался от многих других. Поставили лагерь, насобирали дров для костра, пошёл дождь, мы залезли в ангарскую палатку и варили на примусе, гадая о возможном наводнении (недаром пупс поставил палатку у самой воды). Однако, на этот раз обошлось.

Долина Актру

Актру
    Олег сказал, что по долине недолго ехать, а там до альплагеря совсем ничего. Мы, за неимением вариантов, поверили. Когда же оставшиеся за спиной километры стали говорить о другом, Олег ненавязчиво извинился. Помимо этого мы теряли дорогу; сто дорог, ведущих во все стороны. В конце концов мы приехали к шлагбауму, где обосновались алтайцы, имеющие целью сбор денег со всего, что движется в сторону Актру. Теперь практически на всех дорогах снимают с туристов дань, а на некоторых дорогах - по несколько раз… После этого начинается стандартный категорийный участок. Он встретил болотами, камнями, снегом, чересчур крутыми перевалами, водоёмами посреди дороги. Здесь нас с Майей постигла участь пассажиров - топать пешком всю дорогу, а в промежутках таскать мотоциклы. Участок объективно не слишком сложен, так как здесь ходит "Урал" (машина такая). Но фактически сложен, как всегда. Майя с Алексеем, чувствую, недовольны (или шокированы) нашей безалаберностью, мы обещали им прогулку по Чуйскому тракту, а завлекли в непроходимые дебри. Они перед этим даже говорили о том, что после поездки вокруг Байкала не хотят больше подобных приключений. Им бы асфальт! А мы, проходимцы, куда их завели?! Здесь то же самое, что и на Байкале!.. Здесь же уже не Чуйский тракт!.. В общем, новосибирские мототуристы - те ещё подлецы, поняла я.
    Здесь я впервые увидела воочию, как ездят по бездорожью на мотоцикле с коляской. Это, конечно же, эффектно и круто. Два колеса - понятно. Выбрал прямую - и просачивайся по ней. А с третьим как? Это нужно успевать подумать, куда распихать целых три колеса! А ещё коляска постоянно норовит перевернуться на голову водителю. Иллюзия неопытности - думать, что с коляской легче. На самом деле и страшнее и труднее (хуже было только Гагарину). Смотришь на этот мотоцикл, и кажется, что вот-вот он развалится на части, так мотает. А он проезжает. Что поделаешь? Танк. Когда всё становится совсем не так, Лёха вылезает из танка и бежит рядом, периодически сбрасывая с себя коляску. Скорее всего, это первый мотоцикл с коляской, поднявшийся в альплагерь.
    Эти несколько километров подъёма по лесу, безусловно, хороши. Они закончились неожиданно, дорога вышла в долину Актру. Актру, Катунь, Берель… Все начала рек похожи. Огромная долина, ледник впереди, щебень и песок серого цвета, белая вода и множество русл (то есть, брод будет не один). Естественно, мы захвачены зрелищем. "…Вот висят над чашей долины не пролившиеся дожди, притаившиеся лавины…" Придя в себя, начинаем переправу. Первыми поехали ангарчане по следам "Урала". Олег скакал по берегу и слабым голосом пытался предотвратить это событие. Однако нужен голос Левитана, чтобы быть услышанным. Лёха поехал. На середине потока мотоцикл залило, он благополучно заглох, зарывшись в песок, то есть, утоп. Пришлось разоблачаться и на себе вытаскивать его. Одним красивым жестом вытащить не удалось. Ангарчане утонули в АктруМы выскочили на берег, посучили отмёрзшими ногами и снова полезли в воду (отсюда виден ледник, с которого течёт река). С хрипом и криками танк был изъят из реки. (Вы вытягивали когда-нибудь на себе танки из ледниковых рек?) Некоторое время понадобилось, чтобы прокачать цилиндры и слить воду с карбюраторов. (Скорее всего, это первый мотоцикл, утонувший в Актру). За это время выяснилось, что новосибирцы - не обычные подлецы, они полны хитрости и коварства. Видимо, прав был Вовочка Трутанов. Говаривал он, что все новосибирские мототуристы - козлы (правда, барнаульцы и бийчане - тоже козлы). Так-то. А виноват во всём интернет, не будь его, не оказались бы несчастные ангарчане и коварные новосибирцы в одной упряжке. По интернету всё по-другому, там им обещали только асфальт... То есть, я не оправдала ожиданий и являюсь воплощением всего недоброго. Да и вообще, зачем лезть в грязь, по камням и болотам, когда есть асфальт?
    Тут судьба преподнесла очередной удар. Олег, змея подколодная, выпил мой томатный сок (и не сказал об этом). То есть я, выползши из реки Актру, захотела что-нибудь бросить или вылить в пасть. Изымаю бутылку и в растерянности обнаруживаю следы вторжения в частную собственность. ("Кто пил из моей бутылки?!") Олег, скверно хихикая, признался. Я пыталась объяснить, что нас четверо, и всё должно делиться на четыре, чем, видимо, разозлила пупса (я-то имела повод злиться). Обещала разобраться с ним серьёзно, но после похода, так как в походе такие мероприятия не проводятся… После этого случая он не упускал случая задеть меня.
    До альплагеря ехали долго-предолго, он виден от самого первого брода, но попасть к нему, оказалось, не так-то просто. Мы проехали сто раз через все русла Актру. Олег, надо отдать должное, шарахался постоянно по воде и искал дорогу. Но он также кидался в меня сапогами, я только успевала уворачиваться. При этом я грязно ругалась, чем пугала Майю с Алексеем. Когда мы засели между очередных бродов, мимо проехал "Урал", средство сообщения с внешним миром. Они смотрели на нас, мы - на них; мы не подали знаков о гибели, они не бросились нас спасать, Олег в альплагерепоэтому мы ещё долго лазили и скакали по бродам. Выйдя к лагерю, обнаружили его совершенно пустым, то есть, люди были, но неизвестно где. А когда мы встречали их вдруг, то с необходимостью здоровались (этикет тайги?) Вся необжитая территория, гласят всевозможные объявления, принадлежит Томскому университету. Монополия томичей. Видимо, с необходимостью им принадлежит помещение с незабываемой надписью "Просьба: не лазать! Никакой это не туалет, а гидрометрическая будка!" Дипломатом выдвигаем Лёху и делегируем ему свои права. У него ангельская покоряющая улыбка, за которой не видна наглость наших просьб. Лёха уходит в неизвестность, потом приходит с кучей ценных сведений. Жить можно в разных местах… А ещё есть бар! Там мы купили пива и водки, но водку как-то никто не пил, опытного инициатора не было (эту бутылку водки ребята подарят где-то в Красноярском крае!) Пивом баловались, коньячком…
    Достаточно ли одного раза упомянуть, что было невыносимо холодно? Холодно и сыро. Солнечно и дождливо, весело и грустно, смешно и обидно… Жить мы остановились в тряпочном домике. Как мы его ни утепляли, ничто не помогло, в полу были дырки. "Первичный холод". В первый вечер ещё крепились (скоро лето), рассказывали истории о замысловатых своих походах. Майка с Лёхой всю дорогу делились впечатлениями о прошлогоднем походе (вокруг Байкала из Куморы в Курумкан, я была там в 1999 году). Когда будет совсем невыносимо, я тоже буду вспоминать этот поход (возможно, с перевиранием подробностей)… Первая ночь была терпимой в плане температуры (обмороженных не было).
    Здесь я жестоко отомстила пупсу за выпитый сок. Я спёрла у него "Сникерс", получила моральное оправдание со стороны Майи и без малейших угрызений совести съела. Пупс потом искал утраченное, но, в отличие от меня, не догадался спросить, куда исчезают вкусности. Я тоже ничего не сказала, пусть думает, что Белый спелеолог приходил…

К вопросу о мототуристах и пешеходных мероприятиях
    Ехали мы сюда, собственно, затем, чтобы показать ангарчанам ледники, но ангарчанам ледники, как выяснилось, глубоко безразличны. Нельзя точно утверждать этот факт. Лёха менял кольца, скорее всего, это первый водитель, который приезжает на Актру ремонтировать мотоцикл. Майя сослалась на большую высоту и плохое самочувствие (высота примерно 2500м). (Не забывайте, мы - мототуристы). На ледник, таким образом, отправились я и пупс. Ледник Большой Актру. Хоть и символичная, но уже высота проявляется у всех по-разному. У пупса это проявилось в том, чего он раньше никогда не делал, - он стал материться, преимущественно на меня. А я, не иначе, необычайно подобрела (иначе пупс бы не вернулся). Попробуйте-ка на меня начать ругаться сейчас!..
    Не знаю, кого что мучает в горах (понос, недостаток кислорода, обмороки…), меня мучили сопли. Точнее, пупс и сопли. Он шёл быстрее, чем я, и внушал мне мысль о том, что себя надо изнурять тренировками, а я веду нездоровый образ жизни, поэтому у меня всяческие болезни (сопли). Тогда мне приходилось цитировать: физкультура - это полезно для здоровья, а спорт - вредно. К тому же нельзя забывать о том, что делают с загнанной лошадью (если сильно изнурять себя тренировками).

Ледник Большой Актру

Пока шли наверх, до ледника, я вспотела так, что свитер до вечера не высох. На привале около ледника выяснилось, что у меня, помимо ума, есть другие чудовищные пороки. Коньяк и апельсины наводят на мысль о них. Я, значит, пьяница ко всему прочему, и мне не место среди нормальных людей. А ещё я толстая (сколько апельсинов съела!), на мне не видно мышц, то есть, я заплыла салом; я ем, как слон и пью, как извозчик. Одним словом, я - инфильтрат на теле общества. Ну, да ладно.
    Мы дошли до места, в которое нас отправляли встреченные в лагере инструктора. Это некое озеро смертельно голубого цвета, как озёра в кратерах вулканов. Рядом с ним избушка, которая, нетрудно догадаться, является неотъемлемой собственностью томского университета, как и всё, что встречено нами по дороге (складывается впечатление, что томичи имеют очень смутное представление о комфорте).
    По леднику я бы ни за что не пошла. Я откровенно трушу, чего не стесняюсь. Но пупс решил, что я не должна трусить и ушёл на ледник. Мне ничего не оставалось, как волочься следом. Ветер, холод, лёд, сопли. В конце дня прояснило. Я первый раз на леднике и, наверно, была бы счастлива, если бы каждую минуту не ожидала презрительного комментария в свой адрес… Дальнейшему продвижению помешал вечер. На обратной дороге пупс завёл меня в совершенно непроходимые места, я сползала на заднице по курумнику и на пузе - с больших камней. Вернулись вовремя.

Ужасы Актру
    В лагере меня ждало новое открытие. Майя приготовила еду и сказала, что вся походная пища делится на две разновидности: слипень и залипун. Настоящее блюдо трудно было отнести к какому-то конкретному виду, и мы ели что-то неопознанное (ингредиент в виде лапши, однако, был идентифицирован). А вечером Лёха раздобыл горячей воды, что дало нам повод помыться (вечером, на Актру).
    Вторая и последняя ночь у ледника запомнится мне надолго. Прояснило и, понятное дело, случился мороз. Это было самое горестное событие за всё лето. Я не спала ни минуты от холода. Я надела на себя всю одежду, какая была. В начале июля никто не ждал заморозков, тёплой одежды было немного, и спальник, конечно же, синтепоновый. Среди ночи я обнаружила, что не одна такая. Майя очутилась на улице, как и я, в состоянии прострации. То есть, нас было трое, Лёха тоже мёрз. Рациональных способов согреться не было. Олеже были незнакомы наши проблемы как владельцу пухового спальника, и он не мог понять, какогоЛедник Большой Актру чёрта мы всю ночь шарахались. К утру мне стало совсем плохо, и я ревела от холода, чем немало напугала пупса. Он даже предложил мне свой спальник, что, однако было лишним, так как настало утро.
    Оператор Сашка Машталир очень удивится происшедшему. Он скажет: "Светка! Душа! Ты что! Попросилась бы спать в любой тёплый дом!.. Тебе надо было только улыбнуться!" Это у него существует иллюзия, будто я всем нравлюсь. Но у меня от холода, видимо, случился либо приступ гордости, либо приступ тупости. Или то и другое вместе.
    Другими словами, утром не было проблемы с подъёмом. Ранний выезд требовался по одной причине. Это низкая вода по утрам, если вы знаете. Чтобы не изымать "Урал" из реки вторично, выехали с первыми лучами солнца, всё ещё щёлкая зубами от холода. Мне разрешено было прихериться на коляску "Урала", в связи с чем я испытала незабываемые впечатления - бурлящая вода прямо под ногами, как на ГЭС … Всю долину мы пролетели за полчаса и обратно спустились просто стремительно, к теплу, к хорошим дорогам. Отсюда оглядываемся, прощаясь, и ищем ледники, по которым прошли. Снежные пики на горизонте, степь, холмы, хвойные леса, ветер холодный и тёплый, много-много неба…Этот же ландшафт подарят мне Джазатор и Самаха месяц спустя в самый восторженный день этого лета…

Прощание
    Ещё перед возвращением на Чуйский тракт стало очевидно, что дальнейшие авантюры новосибирцев Майя и Алексей поддерживать не решаются. Мы забираем "Соло" из Кош-Агача. Евгений Евглевский очень любезно сообщил нам, что наши мотоциклы - рудимент мотопроизводства. Когда на свете выдумано много замечательных мотоциклов (японских etc.), зачем мучить себя ездой, скажем, на "Планете", ведь через полчаса на ней "яйца становятся квадратными". На счёт яиц он оказался как нельзя прав (Олежа купил сырые яйца и вёз их на груди, как самое ценное)…
Лёха лихачит    Ангарчане возвращаются, так как время поджимает, да и дальнейшее путешествие с нами чревато наличием категорийных участков. Мы собираемся дальше, к южному берегу Телецкого озера, для этого надо спуститься в долину Чулышмана и доехать до устья этой реки. Опять же, в этом месте был только Олег, а от него добиться вразумительного ответа практически невозможно. Человек-загадка. Прощальный вечер устраиваем под Чибитом. Здесь Лёха лихачит - задирает на ходу коляску. С этим действом у меня связано только одно воспоминание. На Камчатке Серёга Шмаков перевернулся и накрылся коляской, когда красовался перед зрителями. Из водителя он сразу превратился в балласт… Весь вечер мы с Олегом слушаем психологический триллер, сюжет которого случился при путешествии вокруг Байкала. Там голод, холод, дожди, гепатит, тупые корреспонденты, неожиданное превращение товарищей в волков тряпочных (они так не говорили, это я сделала такой вывод)… Так что здесь мы просто на курорте. И даже когда пупс начнёт тиранить меня, я буду думать, что зато нет гепатита… Весь вечер - костёр, вино и чай с чабрецом. Лишь позже я соображу, что фотографий толковых не сделано.
     Утром разбираем общие вещи. При погрузке нашей доли на "ИЖ" мотоцикл этот явно приобрёл более высокую весовую категорию. Он стал громоздким и неповоротливым. Прощаемся, надолго. Мы возвращаемся в Акташ, оттуда - на Улаган. Не знаю, что думают о нас Майя с Алексеем. Такие вот беспардонные авантюристы в Новосибирске! Прощайте, друзья!

Долина Чулышмана
    После расставания актуализируется история про яйца. Оставшиеся Олег также бережно вёз на груди. На заправке он расстегнул куртку, забыв о контрабандном грузе. Яйца выпали и разбились. Моему злорадству не было предела. Женя Евглевский немного ошибся во времени: если яйца очень беречь, они могут выдержать сутки. Олежа отомстил мне в полной мере. Всю оставшуюся дорогу он глумился надо мной как только мог - восставал, когда я покупала пиво, заставлял меня пить молоко, давиться кукурузными хлопьями, дрянной тушёнкой etc. К особенностям нашего совместного путешествия прибавляется следующая: я почти ничего не ем из того, что ест Олег (я не стреляю у него молоко и прочую гадость), однако, он есть всё из того, что есть у меня (в связи с чем запасы моих вкусностей уменьшаются). В конце концов я поддалась дичанию и стала есть всё подряд; что бы ни ел Олег, я отбирала у него половину. Эта перспектива очень опечалила его, но поделать он ничего не мог. Я превратилась в саранчу во избежание голодания.
    Этот день подарил незабываемое событие. Слепые дожди - каждодневное событие этого лета, но мы попали под град! Пупс торопил, заставлял прятаться, а у меня случился единственный восторг за весь поход. Я, как сумасшедшая, ловила град и визжала. Град! Град в начале июля! Радуги, слепые дожди, град под июльским солнцем! Жизнь полнится неожиданными восторгами, которые и восполняют утраты… А мы стоим на просёлочной дороге, за много вёрст никого вокруг. Это пупс боится аборигенов, его они почему-то всегда обижают (очень странно, меня никто никогда не обижает). Поэтому населённые пункты мы объезжаем за семь вёрст (не крюк).
    И я не могу выяснить у Олега, на сколько мы едем на Телецкое озеро, на три дня или на три недели. Очень загадочный человек! Меня мучит мысль о том, что я не успела окучить картошку. Чем дольше я буду валяться на берегу Телецкого озера, тем дольше моя картошка останется не окученной. Я - как Коля Герасимов. Тот думал всю дорогу о не сданных бутылках и не купленном кефире. А я весь поход думаю о картошке.

Кату-Ярык

Я первый раз в этих краях. Здорово! Я кричу и пою песни. Пупс молчит. Солнце, асфальт, хвойные перевалы, неживые озёра. Переломным пунктом, меняющим покрытие дороги и климат, становится перевал Кату-Ярык. С него открывается вид на долину Чулышмана и сам перевал - как на ладони. Для попавшего сюда в первый раз это действительно эстетическое потрясение. Ничего подобного я не видела за все годы странствий! Пространства… Здесь пупс решил заехать на край стены. Я, естественно, сказала, что он упадёт. Однако, когда он упал, то был очень удивлён. Упал Олег не до конца, поэтому не совершил смертельный прыжок, который мог бы войти в историю мототуризма как прыжок на мотоцикле с Кату-Ярыка в долину Чулышмана.
    Во время спуска пупс подпалил тормоза (они воняли и испаряли воду). На спуске он всё время пытался заглянуть вниз (Кату-Ярык - это горная стена, на которой ступеньками, почти вертикально, прорублена дорога), чем вызывал у меня приступы страха; последние приводили его в восторг, поэтому он старался ехать по самому краю и не останавливался, чтобы я не слезла. То есть, внизу моё настроение колыхалось между угрюмостью и бешенством. Пупс же просто считал меня злобной фурией и пытался заяснить мне, что к людям надо быть добрее, они тогда потянутся… Из этого похода я вернусь с убеждением, что я злобная толстая алкоголичка без чувства юмора. Дальнейшее выяснение вкусов пупса откроет, что ему требуется глупая особь с тонкими кривыми колготками, которая понимала бы его замечательное чувство юмора, наличие которого я отрицаю.
    Долина Чулышмана. Едем вдоль реки до самого впадения её в Телецкое озеро. Дорога здесь, можно вообразить, не такая замечательная, как наверху. Другими словами, страдания пассажира "скамейки" заметно усилятся. Водителю, по-моему, всё равно, я пытаюсь объяснить ему, что он - "костлявая задница", он не понимает меня. Но особого внимания заслуживает резкая смена климата. С Кату-Ярыка сваливаешься в знойный южный мир, здесь очень тепло, почти душно. Сухо, и даже по ночам не подкрадывается вселенский холод. Долина лежит в каньоне, куда не попадают холода из реальности. Затерянный мир… Половина встретившихся нам машин - местные, другая половина - новосибирцы. Это информация к размышлению.
Водопад на Чулышмане      По скалистым берегам Чулышмана - водопады. Деревень мало. В одной из них, сказали Мальцевы, за ними гнались пьяные аборигены с колами… И нам рекомендовано там не останавливаться. Мест для стоянок мало, их надо знать к тому же. Пупс неплохо осведомлён о них. Стоянка этого вечера была отмечена следующим событием. В палатке мне стал мерещиться ни с чем не сравнимый запах носков. На что Олег восстал и сказал, что мылся. Пришлось нюхать друг у друга ноги, чтобы выяснить, не мучают ли меня обонятельные галлюцинации…
     06.07.03. "Я ехала и думала о том, что ты никогда не увидишь кедры, горную реку и не узнаешь, что со мной. А здесь солнце и дожди, водопады и озёра. Водопады начинаются на вершинах гор, а озёра холодны и прозрачны, как твои руки. И печаль моя глубока и холодна. Дни мои всё короче, а память моя всё чернее. Навсегда".
    По причине моей лени мы поднялись только на один из ближайших символичных водопадов, а до далёких и замечательных не пошли. Видимо, это делянка будущего.

Юг Телецкого озера
    Ехать по долине Чулышмана здорово! Вся беда только в том, что конечный пункт не оправдывает себя как цель. Средства и процесс в данном случае, пожалуй, более хороши, чем цель. Редкая дыра юг Телецкого озера! Скорее, не по факту природы и проч., а по человеческому фактору. Если бы никого тут не было, впечатление, пожалуй, складывалось бы другое. Всё отгорожено, дескать, частная территория, а мест, где можно поставить лагерь, опять же не очень много. Местные, как правило, пьяны, в связи с чем опасны. Что касается туристов, то даже это дикое место понемногу превращается в городской пляж. За сим, место, чтобы встать, мы искали долго. Первым бедствием, постигшим нас, стал чрезвычайно выпивший абориген. Пока Олег, не отличающийся расторопностью, соображал, как ему поступить в данной ситуации, тот пытался согнать Олега с мотоцикла, чтобы показать, как надо ездить. Дело закончилось тем, что наш новый экспансивный знакомый оторвал верхнюю часть системы охлаждения (это была имитация расширительного бочка)… После этого мы встали на частной территории, о чём нам сообщили, но разрешили остаться. Рядом стоят москвичи, которые, вопреки стереотипам, милые люди. Света и Сергей. Мы выпили много чаю вместе, а Серёга, узнав про моё философское образование, конечно же, устроил спор, который продолжался так долго, что я вынуждена была прекратить его первой, сославшись на некомпетентность, в этом случае все оппоненты успокаиваются и начинают к тебе хорошо относиться. Проверено!.. Они путешествуют уже давно. В общем, путешествие на всё лето. Хотя пешком можно, а вот на мотоцикле с таким сидением за целое лето… У пассажира, скорее всего, начнутся физиологические злокачественные изменения.

Низовья Катуни

Бесконечные песчаные пляжи или каменные берега, тайга, ветра, зной и дожди, озеро, исчезающее среди гор. Здесь открылась мне наконец-то вся прелесть и мучительность здешних ветров (верховка, низовка…), которые начинают дуть рано утром и "рвут палаток паруса…" Здесь была гроза, которая приближается серой непроницаемой стеной, обдаёт дождём, ветром, молниями и идёт дальше. На противоположном берегу селение. Общение с ним возможно только по воде. Рассказали нам историю про него (это к вопросу о романтичности жизни в тайге). Зимой спустились в это село с гор медведи. Тогда мужчины взяли ружья и погнали их в шею. Пока они их, значит, гнали, с гор спустилось ещё больше медведей. Женщины и дети попрятались в дома и смотрели, как они задирают скотину…
    От неподвижного и ленивого образа жизни (полдня валяться на солнце, полдня сидеть у костра) злокачественные изменения начинаются гораздо раньше. У меня появляются чудовищные приступы лени и общей заторможенности, которые прекратятся только после приезда домой (там же картошка!) Из-за этого пупс меня тоже будет тиранить, что, дескать, если бы не было меня, он выезжал бы в девять часов, а со мной только в два… Мне приходилось огрызаться. Где виданы такие категорийные походы? Приехать на берег и ничего не делать? Ничегонеделанье ведёт к распущенности, что и наблюдаем в результате.
    Три (или четыре) дня безделья - и мы покинули южный берег Телецкого озера. Опять замечательная дорога вдоль Чулышмана, водопады, мистика… Очень ярким событием, безусловно, стал фонтан на Кату-Ярыке. Если вы помните, местный житель упростил систему охлаждения, и радиатор теперь просто затыкается пробкой от бутылки, а вода кипит после подъёма и просится наружу. Олег какое-то время смотрел, на кипящий радиатор, а потом вытащил пробку… Подобное я видела второй раз в жизни. Первый был на Камчатке, когда в микроавтобусе открыли радиатор, находившийся в салоне, под сиденьем. В общем, в небо (или в потолок) взлетает фонтан кипящей воды. Это всегда неожиданно и эффектно. Мы с Олегом просто стояли и смотрели. Зрелище было коротким, и скорости нашего мышления всё равно не хватило бы помешать этому событию.

Возвращение
    Завершающим аккордом нашего скромного путешествия становится неожиданное для нас самих решение пройти тропу Иня - Тюнгур. Все нормальные люди ходят в другую сторону, Тюнгур - Иня, сверху вниз. А мы, значит, подвержены очередному припадку авантюризма. Олег покупает молоко и кукурузные хлопья, и мы отправляемся в путь. Согласно жанру, здесь недавно прошёл дождь,Олег на тропе Иня - Тюнгур то есть, скользко и сыро. Проехали быстро, за полдня, учитывая все тонкости конкретной ситуации. Олег валялся вверх колёсами, не раз. Самый первый раз водитель упал вниз, почти в реку, а я держала мотоцикл за колёса. Потом, следовательно, в мои обязанности входило стоять со стороны обрыва и страховать Олега. Так в очередной раз он проехал по самому краю мимо меня, толкнул меня и уехал, а я стала падать… Так, должно быть, падал Боромир в известном фильме, только меня никто не ловил. Падала я, падала… Но, видимо, фотоаппарат, висевший на шее, перевесил, и я осталась на высоком скалистом берегу. Я не стала говорить об этом пупсу, он бы умер от смеха. Иногда он вынуждал меня садиться на мотоцикл, так как я медленно иду следом за ним. Тогда мне было страшно очень, но приходилось молчать. Когда я шла пешком, подбирала по дороге знакомые валяющиеся вещи. Потом спрашивала пупса, ничего ли он не потерял. Тот деловито обходил мотоцикл со всех сторон и категорично отрицал потери. Приходилось предъявлять ему шлем и тапки. Тогда пупс начинал хихикать, как всегда.
    Но на тропе мы потеряли бутылку. С молоком. Пупс был ужасно расстроен, что даже вызвал у меня сочувствие. Он уехал назад, долго искал, но ничего не нашёл. Я могла бы понять переживание о бутылке виски или мартини, но о молоке… Если вы найдёте на тропе Тюнгур - Иня бутылку с молоком, то пожалуйста уж верните, из-за неё человек так убивался!
    В этом году все леса в районе Ини поедены гусеницами. Голые деревья, даже хвалёных грибов нет. Зато гусеницы падают на голову, как снег. Они жирные такие, волосатые, прилипчивые, пятнистые… В общем, мы все в гусеницах, и в наших вещах ходят толпы их. Сначала мы не могли понять, в чём дело. Олег даже выдвинул предположение, что это радиация от падающих в этих местах ступеней космических кораблей. А это не радиация, это гусеницы.
    Из Маймы, когда телефоны начинают работать, звоню в Барнаул, а сестрица моя поздравляет меня с племянником. Вот тут и начинаешь вспоминать русские народные сказки - "отдать то, о чём ты не знаешь в своём королевстве". Удивительно рождение после стольких смертей!.. Не доехав до Барнаула, встречаем группу, которая пойдёт вокруг Телецкого озера и сгинет там, но потом найдётся, мы не тонем.
    В Барнауле посмотрели на детёныша и были отправлены ночевать к Олеже Мальцеву, как не вызывающие доверия в вопросе гигиены. Я пыталась сказать, что мы не грязные, а загоревшие, но нам никто не верил. Олег Мальцев рассказал, как обмывали мальчика; мероприятие было начато в барнаульском ресторане, а закончено в Горном Алтае. Ещё пара племянников, и растоптанные на дне машины сотовые телефоны, папаша, падающий с моста в Катунь ("Чтобы сын был туристом!"), станут привычным делом…
    На этом и закончился поход. Все алтайские походы на самом деле начинаются и заканчиваются в Барнауле (иногда в Бийске). Закончился и этот. Плохое, как всегда, прощено и забыто. Будем думать о хорошем, "я могу исполнить". До свидания! Спасибо! Новых удач и новых встреч!