2006-10-18 «ЯВНЫЙ» ДАЛЬНОБОЙ
Автор: Галиахметов Ленар, Татарстан, г. Бугульма

Идея ехать на Черное море на Яве родилась мгновенно. Даже свет в комнате медленнее включается, наверное. Несколько дней готовил мотик, перекрасил в «млечный путь», отстроил. Деньги собрал на удивление быстро. 27000 руб. на все-про-все.

Отец как-то незадолго до отправления спросил (чуть раньше, когда только узнал, он спросил, не дурак ли я?) : «С кем едешь?». «Один, кто ж еще поедет?». Он криво усмехнулся: «Дааа, кто ж еще поедет».

Вечером, накануне старта, отец в гараже (чтобы не видела мама, поскольку ей я сказал (в целях обезопасить ее нервную систему), что друзья едут отдыхать на море на машине, и меня забирают с собой, а моц на это время я дам Иреку) на капоте своей машины раскрыл атлас дорог. Он с братишками за несколько дней до этого вернулся с Черного моря, из Джубги, куда я как раз и собирался. Показал мне весь путь, листая бесконечные страницы. Когда, наконец, он открыл страницу, на которой был виден клочок суши, а остальное все – море, я нашел населенный пункт на берегу, в который мне предстояло отправиться за 2000 км от дома.

- Дааааа, Ленар, ну ты и измучаешься,- сказал отец, бывший дальнобойщик, исколесивший в 80-е годы весь СССР. Несколько попыток предложить мне альтернативу в виде поездки на автобусе были безуспешными, братишки настороженно, но все же восторженно приветствовали идею. Подруга, благодаря психологической подготовке поняла, что лучший вариант - это пожелать мне счастливого пути, друг с сомнением, но благословил с благожелательными напутствиями, другие крутили у виска, мама и родственники не знали, ну и хорошо – зато крепче спали.

Вобщем, заночевали мы с братишкой Рустамом у меня в квартире, и в среду утром, 17 августа 2005 года он проводил меня в далекий путь, в первое мое мотопутешествие.

ПУТЬ К МОРЮ

День первый

Стартовал в шесть утра. На футболку надел черепаху, на нее куртку, на ноги джинсы с кроссовками. И все. Ранним утром в низинах сырой туман. Ветерок со скоростью 100-110 пробрал насквозь. Холодный ветерок достаточно. Хорошо, что продолжалось это недолго – километров 100. Потом поднялось солнце и согрело мою озябшую гусиную кожу.

На Самарском участке, т.е. на участке трассы Москва-Челябинск, узкая дорога и много наглых идиотов, летящих по встречной. Первое место занял один из них, который, выехав мне навстречу, как на свою полосу и видя, что я не съезжаю на обочину, стал мигать мне дальним светом, чтобы я убрался с дороги. Но я почему-то не повиновался, и он подрезал того, кого обгонял. Было приятно.

Первый прикол получился за Самарой. Долгое время после города не было заправок. Открыл бак и увидел, что бензина на 1 км. Доехал до развязки на Волгоград и повернул направо, снова к Самаре, в направлении, противоположном моему, т.к. посчитал, что ближе к городу больше вероятности встретить АЗС. В душе потеплело, когда увидел заправку и стоящие на ней машины. При подъезде потихоньку дошло, что заправка строящаяся, а стоящие на ней машины – автокран, автобус-Бычок и несколько служебных легковушек. Мужик-Бычок объяснил, что дальше по трассе метрах в 700-ах есть АЗС. И я с вселённой надеждой почалил в ту сторону. И точно, за поворотом нарисовалась маленькая уютная заправочка. Благодаря стоящей рядом с ней «Волге», окруженной семейством, она подавала признаки жизни. Я подъехал к колонке с надписью Аи-92, заглушил мотоцикл и облегченно вздохнул... После чего глянул на свою колонку. Затем на все остальные. Колонки как колонки... Только все без шлангов. Следующим объектом, на который устремился мой взор, было окошко кассы. На котором красовалась табличка, написанная от руки черным фломастером: «НЕ РАБОТАЕТ».

Это начинало забавлять. Я подошел к окошку, и, после недолгих переговоров, начальник Камчатки вышел, слил со своей «Волги» 2 литра бензина и сказал, что в Волгоградском направлении есть заправка км в десяти. Я благодарно протянул ему 30 руб., залил бензин и благополучно долетел до заправки. После этого случая контроль за уровнем бензина в баке ужесточился и последующие 500 км я впросак не попадал. Надеюсь и в будущем будет так.

День пролетел. Все это время дубасил. Останавливался только дозаправиться и попить чаю. И еще полить высыхающую травку на обочине, или деревце. Не стоит благодарностей (это я гринписовцам). . Между Самарой и Саратовом дорога, как гармошка, зато когда Саратов остался в стороне и пошла трасса на Волгоград – кайф! Двусторонняя дорога, покрытие ровное, можно отдохнуть от тряски и насладиться окружающими просторами. Вообще скорость 110-120 не такая уж и обломная, хотя когда трасса разворачивается и до горизонта прямик с хорошим покрытием, хочется конечно открутить, а нету. Зато можно не напрягаясь крутить головой и орать песни, любуясь красотами нашей Родины – матушки. А также привставать на подножках, разминать зад, выгибать спину, раскидывать ноги в разные стороны.

После того прикола с бензином был еще один. Есть такой город - Пугачев. Километрах в двухстах от Самары. У меня за спиной висел небольшой рюкзак. На задней части сиденья, т.е. вместо пассажира, болталась дорожная сумка, даже на дорожная, а барыжная, капроновая. Мы с Рустамом (моим средним братишкой) утром перед отъездом ее чинно привязали веревочкой, в полной уверенности, что она никуда не денесса. А она делась. Вернее пыталась постоянно деться то на правый глушак, то на левый. И вот весь путь от Самары до Пугачева я уговаривал ее, используя все свое обаяние, не покидать меня и мой мотоцикл, а потерпеть до Пугачева. При этом я отводил назад руку и нежно подталкивал ее то под один бочок, то под другой. Взависимости от того, на который она хотела свалиться.

В Пугачеве у ДПС-ников узнал, где магазин «Охотник», купил там огромный рюкзак спецназовского цвета и сложил туда все из сумки и рюкзака. Жара, пока все это сделал, вспотел как конь. За то, что сумка благодарно выполнила просьбу и дотерпела до города, отправил ее на дно рюкзака. А не выбросил. Вот.

В промежутке между Самарой и Пугачевом, т.е. в то время, когда я по пути общался с сумкой, был еще один прикольный момент. Ну так, просто наблюдение. На минусовой клемме генератора окислились контакты и зарядка подавалась с перебоями. Меня это моргание красной лампочки стало хорошо нервировать. Я решил заехать за «мамкой» в ближайший магазин запчастей на трассе. Подвернулся подобный – магазинчик с пристроенным к нему автосервисом.

Вошел внутрь. За кассой девушка в очках, когда увидела меня, стала дергать локтем. Я сначала не понял, что это за хитрые манипуляции. А когда подошел, то увидел мирно спящую на прилавке девицу. Девушка в очках растолкала ее и я увидел затуманенный взор продавца. Прошло всего несколько минут, и она окончательно проснулась и сказала, что того, что мне нужно, нет. Причем уверенно сказала, хоть и сонным голосом. После чего я глянул на витрину и нашел то, что мне нужно. Пытался было негодовать, но сонное мычание убило всякое желание открывать рот. Просто молча отдал рубль за «мамку» и вышел. Через стенку, в сервисе, сидел парень-слесарь. Проснувшийся от звука моих шагов.

Вот так я нарушил тихий час в комлексе автоуслуг под Чапаевском. До кучи оставил рюкзак у входа в магазинчик. Еду и чувствую подозрительную легкость, вроде радоваться надо, но чую- подвох. А спина-то пустая. Глянул в зеркало, а тот слесарь мне вслед руками машет. Сознательный товарищ.

Сейчас пишу это в кафе на Волгоградской трассе. До Волгограда около трехсот. Сегодня прошел 750 км. С шести утра до девяти вечера. Учитывая все приколы и связанные с ними остановки, а также заправки через каждые 100-150 км. Времени на это уходит достаточно. На бодряках еще сотни три прошел бы, но стемнело, а свет плохой. Цеплялся за фурами, но скоро надоело напрягаться и решил заночевать. Принял душ, снял комнату в придорожной гостинице. Поужинал. Иду спать, завтра подъем в 5:00.

День второй

Встал в 5:00. Молодец. Выехал в семь часов. Даже самая беременная женщина собирается быстрее. Ну-у-у, пока выбирал, что надеть, время пролетело. Шучу. Поменял тормозные колодки. Перед выездом новые воткнул, а они не притертые, плохо схватывают. Перетянешь – колесо тормозит, расход ГСМ от этого увеличивается. Я с собой брал старые, вот их обратно и поставил. Собирался было ехать, глядь, лампочка зарядки загорелась. Вчера она хоть подмигивала, как на новогодней ёлке. А сегодня вообще не гаснет. Думал все, приехал, реле накрылось. Пока искал причину, пока её устранял, время семь. Выехал.

Проехал км или два, и из глушака на ходу вылетели потроха, как снаряд. О чем оповестил чудовищный рык. Болтики открутились. И потерялись. Лана, засунул обратно. С собой был алюминиевый провод в изоляции. Им и прикрутил. Дальше еду, никого не трогаю. Вдруг, откуда ни возьмись, вибрация. Естесственно, измена проснулась от мысли, что с мотором что-то не то. Оказалось, с левого конца открутились болты крепления и остались где-то на въезде в Волгоградскую область. Я этому противиться не в силах, поентому позаимствовал болтик у правого глушака. В общем по всяким мелочам я останавливался раз десять, и только потом поехал нормально и весь оставшийся день шпарил без приключений, и сколько смог наверстал упущенное время. В результате проехал всего 613 км. Добрался до развилки Каменск-Шахтинский - Ростов. Стемнело, а ночлегом не пахнет. Свет хреновый, поэтому цеплялся за фурами. В этом был один кайфовый момент: вечером воздух прохладный, когда фуру обгоняешь, попадаешь в шлейф горячего, пропитанного запахом соляры, воздуха. Аххх! Поднимешь забрало, понежишься в этом теплом потоке и дальше шпаришь, до следующей фуры. Перед Ростовом остановился в мотеле с бычьим обслуживанием (типа того, что заплатил акча и вали на боковую, здесь от тебя только деньги требуются; правда номер чистенький и уютный). Я к этому мотелю пробирался по указателям. В какое-то глухое место съехал с трассы. Как в фильме ужасов: темень, дорога разбитая, вокруг пустыри, какие-то разрушенные постройки. Один мысл: ежели щаво – рущку до упора и рвем кохти .

Вышел на задний дворик после душа и ужина. Высокий фонарь освещает часть панорамы и становится ясно, что за забором бескрайняя степь. Цикады заливаются! Высокая полная луна над степью. Ароматный запах сухой степной травы и мерная непрекращающаяся трель цикад. Настоящая южная ночь.

День третий

Начался с доброй порции адреналина. Будильник на телефоне в 5:00 не услышал, проснулся сам в 6:49.

Вечером, незадолго до ночлега, сбилось зажигание на правом цилиндре. В темноте не стал возиться – отложил на утро. Утром отрегулировал: правый неподвижный контакт сместился и контакты залипли. Исправил и метнулся заводить, забыв вынуть железный бородок из отверстия для свечи, по нему я отмечал ВМТ. И – по кику! Раздался хруст, и через мгновение у меня внутри все похолодело. Бросился к двигателю. Бородок заклинило в цилиндре. Вынул – кривой, поршнем согнуло. Когда завел, раздался скрежет и лязг из этого цилиндра. Руки у меня опустились и все затмила досада от того, что из-за такой нелепой случайности я встрял здесь, под Ростовом-на-Дону, за 1500 км от дома.

Заглушил, собрал вещи, мысленно прося прощения у мотика. Когда подходил к нему, между нами прошла бабуля (супруга охранника стоянки) с двумя полными канистрами воды. Обернулась и сказала: «Полные руки – дорога доброй будет». Я посмотрел ей вслед, но моего опечаленного лица она уже не видела. «Надеюсь»,- подумал я, и с трепетом включил зажигание...

Треск стоял на весь сонный двор мотеля, но движок заработал чисто, выхлоп синхронный. Поехал. Через несколько километров шум стих и мотор заработал по-прежнему. Только игольчатый подшипник стал сильнее шуметь после сбрасывания оборотов. Решил держать стрелку тахометра в зеленой зоне – 4000 и крейсерская скорость со 100-110 упала до 85-90 км/ч. Сколько точно оставалось до Джубги, поселка на самом берегу моря, я не знал. Все говорили по-разному.

Третий день путешествия с первой сотни давался тяжело. В плане физическом. Рюкзак быстро набирал килограммы и с каждым километром становился тяжелее и тянул назад. Ехал, пока хватало сил, потом останавливался у придорожной кафешки, пил чай, разминался, и дальше км 70-80 без остановки. В Ростове по пути попались земляки. Из Альметьевска. От Бугульмы 60 км. Молодожены ехали отдыхать в Анапу. Поженились месяц как. Не доезжая Краснодара их остановили работники дэпэес, потомушта молодомуж пересек сплошную. Вернувшись, он сообщил, что составил с честными дружинниками устный договор об уплате одной русской сиреневой букмажки. Но так как наличных денег у них не было (все на карточке), а был только полтинник, а ближайший банкомат в городке за 20 км отсюда, то я предложил им деньгу, мол, как доберемся до банкомата, они вынут её оттуда и дадут мине. На что парень поблагодарил и ответил, что ДПС-ник сам ему предложил проехать за ним в тот банкомат, якобы ему туда тоже вдруг понадобилось. Какая счастливая случайность!  Молодая жена расчувствовалась, благодарила меня за сознательность, и предложила вместе ехать до Краснодара, там перекусить вместе, а там мы в Джубгу, он в Анапу. Ой, они в Анапу, я в Джубгу . Я кивнул и мы тронулись караваном: впереди Иван Сусанин на 99 с гражданскими номерами, следом за ним семерка-16-й регион, за ней «Ява», здоровенный рюкзак и парень – все трое из 16-го региона. Доехали до какого-то городка, свернули. Я подождал у центральной площади, чтобы не крутиться по городу. За это время попросил прохожего, поначалу шарахнувшегося от меня, запечатлеть на пленку мою изможденную физиономию и пыльную Яву.

Вернулись мои спутники. Оказалось, что единственный банкомат не фунциклирует, а до Краснодара 70 км. Я тяну пацану тысячную купюру, он шепчет, мол, отожмут ведь, не будут же они сдачу давать. Согласен. Отдаю аккуратно девчонке, чтоб она в магазине разменяла, и в этот момент нащупал в кармане мелочь. В общем наскребли мы вкупе с ихним полтинником 440 руб.

В Краснодаре битый час искали банкомат. Жарищща! Они останавливаются и спрашивают у чернорабочих или старух. Я понял, что нужен таксист. И первый парень с шашечками на крыше объяснил, как проехать. Они сняли деньги, вернули должок, поблагодарили (особенно девушка рассыпалась в благодарностях), я скромно, как национальный герой, отвечал, что как же не помочь землякам за 2000 верст от родного гнезда, и мы разъехались по своим направлениям.

На выезде из Краснодара выяснилось, что до Джубги всего-то 120 км. Душа запела, я прибавил газку и с полегчавшим рюкзаком долетел до горной дороги, ведущей к морю. Километров 60 тянулся извилистый горный серпантин. Красивейшие места. Горы, горы, горы. Сплошь заросшие зеленым лесом. Кое-где к дороге подступает отвесная скала и видно, как тысячелетиями накладывались слои друг на друга. А на самых вершинах каким-то чудом держатся деревья, местами обнажившие свои корни.

На подъемах целые караваны машин. Из-за грузовиков. Хороша о двух колесах техника! Я их всех справа аккуратненько по бровке, или по обочине. Так добрался до щитка, на котором черным по белому было написано: «Джубга». Сам того не ожидая, я услышал дикий, нечеловеческий крик «Джууууубгаааааа!!!», лишь частично сдерживаемый шлемом.

ОТДЫХ

Кто загорал на море, знает, что да как.Тут особо описывать нечего;). За исключением одного момента. В первый же день познакомился с почти земляком из соседней республики Марий Эл. Учится в медуниверситете в нашей Казани. Самое интересное, тоже байкер. Ижатник. Вот мы на общей волне и словились. Короче, терлись с ним весь отдых и весь отдых пробазарили. Большей частью о мотиках.

Во дворе дома, что стоит прямо на улочке, ведущей к пляжу, я снимал комнатку. Хозяева, кроме сдачи комнат, приторговывали морскими сувенирами прямо с лотка у ворот, за которыми я ставил мотик. Как-то ближе к концу отдыха хозяйка подтянула меня и сказала, что лучше мне убрать мотоцикл, т.к. очень много людей интересуются им и спрашивают, не продается ли он. Вот такой у меня красавитса .

Когда мой единомышленник отчалил с предками, я остался один в скучном поселке и поехал в Геленджик. Вот это рай! Ребя! Валите в Геленджик, не обломаетесь. Там есть все, что нужно для отдыха, все, что душе угодно. И чистенький пляж, и шикарная набережная, жизнь кипит и днем, и ночью. Шнур все-таки не дурак, знал куда бабу вывезти. Хотя со своими дровами лучше куда-нибудь в спокойненькое уютное безженское местечко, чтоб шея не болела.

Один момент чуть не стал последним. Я ехал по серпантину с пляжа. В шортах и футболке. И в мотосланцах еще. Вобщем, полностью экипированный. Опускались сумерки, дорога широкая, все видно хорошо. На подъеме, за которым был правый поворот, и дорога исчезала за переломом и скалой, меня обогнала BMW X5. Из-за поворота выскочил старенький Volkswagen Golf вишневого цвета. И внезапно рванул через нашу полосу к нашей обочине. Буквально перед носом, оставляя черный след от всех четырех покрышек. Справа от дороги возвышалась скала с небольшим подножьем, этот Гольф влетел на гору и кубарем покатился вниз, обратно на проезжую часть. Мы с бэхой вильнули от неожиданности, остановились и побежали спасать людей. Мужчина, который вылетел вместе лобовым стеклом и женщина, которая сама выбралась, оказались вдвоем (я испугался, что там дети были, потому что баба смотрела в машину и что-то орала). Покоцанные, но живые и на ногах. Похоже у него переднее левое колесо лопнуло, или он слишком быстро входил в поворот. Посмотрел я на черные полосы от резины, пересекавшие мою траекторию, представил, что могло быть на скорости 120 км/ч, и выбросил из головы.

ДОРОГА ДОМОЙ

День первый

Выехал в час дня. Проснулся в 9 часов, позавтракал, напоследок сходил на пляж, позагорал пару часов. Грусть мимолетная проскочила. Все равно это неотъемлемая часть отдыха – эта грусть о прошедшем. Но вдохновение от предстоящего пути – к родным, к подруге, что ждет и каждый день гонит, окрылило меня, и эта грусть как-то затерялась, отступила на задний план. Сейчас сижу в кафе на трассе за Ростовом. До Волгограда 400 км, значит до дома 1400. сегодня где-то пятихатку прошел. Экспериментировал с рюкзаком, как-то остановился кваску выпить и решил его на пассажирское сиденье скинуть. Лямки пропустил под крыло и крест-накрест затянул потуже. Сел на мотик – красота, спина легкая, даже откинулся на рюкз, как на спинку, и еду, словно на чоппере.

Но радость моя быстро улетучилась. Километров через 15, наверное. Он стал вести себя в точности так, как та сумка перед Пугачевом. Я все понял и взгромоздил его обратно на спину.

Не доезжая Ростова, прямо передо мной случилась авария. Молодой придурок решил обогнать колонну, которая собралась, видимо, из-за грузовика, по правой обочине (слева сплошная) по гравию. На скорости. В результате его швырнуло на москвич 2140, тот на скорости слетел на обочину, развернулся боком и, естественно, поймал хайсайд. Кувырком полетел вдоль посадки в неглубоком кювете. Когда я мимо проезжал, измятая машина лежала на боку, люди разбросаны. Женщина в возрасте не потеряла сознание, выбралась вся в крови и вытащила маленького мальчика, положила его и в шоке бегала от одной женщины, неподвижно лежавшей, к другой. Мужик пожилой, муж ее наверное, тоже в шоке бродил кругами, и пострадал, по-видимому, менее всех. Я когда остановился, слез, встал как истукан, аж ноги подкосились. Много народу стояло на обочине. Те, что остановились. Шок. Не знаю, что с теми женщинами, но видел, как одна часто-часто дышала, но была, похоже, без сознания. А другая вообще не шевелилась, но сказали, что пульс есть. Кто-то вызвал скорую из ближайшего поселка. Я видел еще того пацана, виновника. Он ходил одуревший от одной жещины к другой, к ребенку, который тоже в шоке находился. На парня бегал и орал какой-то мужик, который как раз за тем москвичом ехал. В общем, решил я уехать оттуда. Как раз, милиция подъехала. Не знаю, что стало с теми людьми, но смотреть на них было страшно. Надеюсь, все будет хорошо. Ехал весь вечер, стараясь не думать об этом, потому что это трасса. А трасса- это трасса.

Но вот стал писать и все выплыло. Страшно.

В темноте добирался до мотеля. Женщина-администратор, пышнотелая бойкая тётка с огоньком в глазах, шустро по-молодецки распихивала всех по номерам. От нее узнал, что в юности она занималась мотокроссом. Второе место по району заняла. Но после травмы покинула спорт. Бойкая, жизнестойкая русская баба. Такие не ломаются.

Теперь я поужинал, комнату уютненькую снял, с двуспальной кроватью в центре, душ принял, холодный, адреналиновый. Пойду спать. Кстати, опять зажигание сбилось. Такая вот, видимо, болезнь у Яв, когда долгое время обороты высокие держатся. Двухтактная вибрация, ёж твою мышь. Ладно, с утра отрегулирую. Постараюсь бородок не забыть в цилиндре. Я его тогда тоже под Ростовом забыл. Теперь я правда за Ростовом. Домой ведь еду. Спокойной всем ночи.

День второй

Проспал. Будильник в пять утра может даже и не пел. Встал в семь, с заложенным носом, ужасной болью в горле и противным самочувствием. Умылся, брызнул в горловину пропосол. Отпустило немного горло, взбодрился и настроение улучшилось.

Пока отрегулировал зажигание, позавтракал – время 8:30. Выехал. Конек резво поскакал, наконец-то почуял дорогу домой. Весь день жарил, останавливаясь только дозаправиться, и пару раз перекусил. Все-таки я попался. Недоезжая 100 км до Волгограда. На этот раз я просто расчувствовался. До такой степени обрадовался тому, как чистенько шпарит отрегулированный мотик, что забыл о заправке. А когда мотик задергался, я открыл бак... Ни впереди - до горизонта в бескрайней степи, ни позади заправочной станции не наблюдалось. При том, что бензина ни до одного из этих горизонтов явно не хватало. Выручили два молодых армянина, сидевшие в «Ниве» на перекрестке, до которого я кое-как дотянул. Просто остановился возле них и сказал, что дальше никуда не поеду. После некоторых раздумий и переговоров на родном языке, водитель вышел и достал шланг. На вопрос, «лытра хватыт?» мол, тут заправка в 6-7 км, я воодушевленно кивнул головой. Спасибо, литра действительно хватило, и даже предложенных денег ребята не взяли. Залил полный бак.

Прямо перед Волгоградом обратил внимание на то, что правая труба сильно трясется. Остановился и обнаружил, что почти оборвалось крепление. Глушитель крепится на трех болтах: один вворачивается в самом начале, у патрубка, на который напяливается сама труба глушителя. А два других – к кронштейну пассажирской подножки. Я по пути к морю, недолго думая, как всяк русский Иван, выкрутил передний болт и перекинул его на левую трубу, нуждающуюся в недостающем болте, думая при этом (как всяк русский Иван), что никакой разницы, два болта или три. А разница, оказывается, есть. Держась на двух болтах, труба сильно раскачивалась от тряски и часть ее выломало вместе с вваренными гайками. Нежная чешская техника. Толи дело на наших Ижах: прикрутил один болтище – он и за десятерых всю конструкцию держать будет! 

Нашел резиновый жгутик и привязал трубу. До Волгограда доехал. В двух мастерских гладко побрили со сваркой. И опять попал я к тем сварным в самом Волгограде, у которых задние чашечки приваривал по пути к морю, две с лишним недели назад. Армяне прикалываются, сразу меня признали. Похавал, позвонил Сереге (моему старому кенту со студенческой скамьи, бывшему бугульминцу) в Самару, чтоб ждал меня завтра после обеда.

Как только выезжаешь из Волгограда, начинаются бескрайние, выжженные солнцем, степи. Кое- где посадки вдоль дороги, да разбросанные там-сям небольшие группы низких деревьев и жухлого кустарника. Даже асфальт белый, цвета бетона. По обочинам стоят тележки, тракторные прицепы, грузовики груженые дыней да арбузом.

И вот на этом участке, в безжизненной степи, между Волгоградом и Саратовом, я чуть не попался в третий раз. Выехал из Волгограда и определил, что бензина литров 7-8, на сотню должно хватить. Думаю, км через 20-30 начну присматривать бензоколонку. Прошло 30 км. Затем 40, 50, 60. Только бескрайняя степь. Ни одного селения, ни одной живой души, за исключением прибитых к обочине торговцев дынями и арбузами. 90 км. Бензином и не пахло. Зато запахло жареным, потому что топливо неумолимо вытекало через ма-а-а-а-аленький бензокраник. Кап-кап-кап. И по моим подсчетам его в баке оставалось км на 10-15. Пришлось сбросить скорость до 80, чтобы уменьшить расход. Появились мысли насчет того, чтобы попросить бензин у кого-нибудь из торговцев. Оставил этот вариант на крайний случай. Впереди показался УАЗик со стоящими возле него мужиками. Они объяснили, что заправка дальше по пути, км в десяти. Большая заправка. Наконец-то, 100 км и ни одной заправки. Проехал это расстояние и точно, справа за лесопосадкой обнаружилась заправочная станция с большим навесом. Отлегло.

Первое подозрение, что обломаюсь, возникло, когда под таким большим навесом увидел всего одну колонку на всю заправку. Второе – и последнее, когда прочитал на ней: «пропан-бутан»... Грустным голосом спросил у двух заправлявшихся, где бензин. Отправили меня на АЗС, что в четырех км, по узкой глухой дороге, ведущей к какой-то деревушке. На вопрос, какого качества бензин, заправщица без обиняков ответила, что не очень. Решил залить 5 литров... Когда в баке остался литр бензина, а ни одной АЗС на федеральной трассе последующие 50 км я так и не встретил, меня одолела ярость.

За гребнем показалась обширная низина. Обозначился какой-то поселок. И перед ним заправочная станция. Бензиновая. Охота было орать на нее. За то, что так долго не появлялась.

Под занавес потерял номерной знак. Где-то на выезде из Волгоградской области. Может лежит там сейчас рядом с тем болтиком от выхлопной трубы, что выпал по пути к морю. Ладно, если так, то им там вдвоем веселее будет.

Заночевал под Саратовом, практически в том же месте, что и по пути туда, когда начал эти заметки безумного мотопутешественника Косинуса . Опять ехал в темноте, выцеплял взглядом огни мотеля. Еще начался дождь, но быстро угомонился.

В мотеле женщина-администратор с хитрыми глазами, пытающаяся отвести от них внимание ласковым голосом, предложила двушку за 500 руб. После паузы с моей стороны предложила место на разложенном диване в холле за занавеской. Место – 150 р., но так как диван двухместный – то 300. Договорились на 200.

Поужинал. По телику начался фильм «Брат». Море негатива. Не стал смотреть, пошел спать, выпив пакетик «Террафлю» и таблетку «Эффералган-упса». Самочувствие болезненное.

День третий

Как договаривались, разбудила женщина-администратор. На будильник телефонный уже давно не расчитываю. 5 утра. Горло уже не так болит, как вчера утром, но все равно брызнул. Спокойно собрался (до рассвета еще есть время, моц в порядке), позавтракал, завел свою ласточку, и неспеша тронулся около шести. Восход солнца встретил уже в пути. Необыкновенно красивое зрелище! Над степью низкий туман. Сквозь него видны неровный рельеф и призрачные деревья. И над всей этой красотой медленно поднимается ярко-красный диск, озаряя все вокруг розовым светом. Туманная дымка розовеет, приобретая такой нежный оттенок, что невозможно удержать глубокий вздох наслаждения.

Спускаешься в низину, как в белое, полупрозрачное море, из которого видны силуэты деревьев в отступающих сумерках. Рассвет. Красивый степной рассвет.

Серега ждет после обеда. До Самары примерно 500. В принципе, успеваю. Проехал Саратов, взял курс на Самару. Дорога на этом участке отвратительного качества. Разбитый асфальт, благодаря бесчисленным латкам, стал бугристым, как шкура тирранозавра. Жопа быстро задубела от тряски, рюкзак опять отяжелел. Как на ишаке. Но скорость ниже 110 не держал, шпарил по ухабам. Местами кроссменом себя ощущал, на подножках привставал и так ехал. Всем назло. Назло кондуктору - возьму билет и не поеду .

В 9:25 заболтало руль. Так и есть – спустило переднее колесо. Вернулся на АЗС, выбрал площадку возле кафешки с загадочным названием «Фата Моргана». Мужика, изготавливавшего вывеску на заднем дворе, попросил помочь и вдвоем задрали Яву на кирпичи. Камера, что брал с собой про запас, оказалась с дыркой, но поменьше, чем на той, что снял. После сравнивания дыр, победила запасная и была забортирована. Накачал. Спускает. Воткнул колесо, у Камаза компрессором накачал три очка и помчался к ближайшему городу Балаково, что не доезжая небезызвестного Пугачева.

На СТО парень в боксе шиномонтажа под гитарные армейские песни, льющиеся из старенького кассетника, бортировал колесо. На мою просьбу вежливо дал добро. Пока ждал своей очереди, послушал краем уха несколько песен. Десять лет назад, в армии, именно их я и слышал. Заунывные, за душу берут. А парень служил 2002-2004. И слушал там эти же самые песни.

Подошел парень с физиономией гопника. Спросил, откуда. Из Татарстана. Что, татарин, что-ли? Небольшое раздражение и вызывающий ответ, мол, да, татарин. В ответ татарская речь и бурное знакомство. Татарин по имени Ильдар, по-видимому, соскучился по родному языку – даже на мои вопросы или ответы на русском, я слышал татарскую речь. Помогал он, чем мог: поднести-отнести-подержать-повернуть. Даже стопку заплаток для камеры подарил, на будущее. Веселый парень, поддатый. С пятницы от свадьбы отходит. Служебная «Волга»с ленточками розового цвета, на которой он катался в кортеже, стояла неподалеку. Ставил колесо я один, качнул мотик лишнего, и с грохотом положил его на бок. Вытек бензин, вылетел аккумулятор и отбилась краска с крыла. Шош поделать, два колеса - не четыре.

Под благодушные напутствия Ильдара и добрые пожелания работников сервиса, я отправился дальше. До Самары 270 км. Время московское – 12:30. Значит в Самаре 13:30. Пообедал в кафе на трассе. В коробке появился какой-то странный шум, утробный низкий скрежет. И усилилась вибрация. На стоящем мотоцикле перестали переключаться передачи на пониженные, только на ходу и с невыжатым сцеплением. При троганьи с места и переключении с первой на вторую, резко усиливался шум и скрежет. В добавок из-под цилиндров погнало масло, даже на картер стало разбрызгиваться. Отгоняя дурные мысли, продолжил путь, предварительно подтянув цилиндры, что не дало никакого эффекта.

Перед Самарой пошел дождь и я надел дождевик. На въезде в Самару ДПСник остановил идущую передо мной «десятку». Когда я проезжал мимо нее, он уже отдавал честь в окошко «расходной кассы». В руке у него был белый жезл с красным диском на конце. Когда я поравнялся, он повернулся, поднял руку (я подумал останавливает), и с зажатым жезлом приветственно поднял руку и улыбнулся. Пока до меня дошло, он уже остался позади. Я повернулся всем корпусом и помахал в ответ смотрящему мне вслед служителю порядка. Он повторно махнул рукой. Приятно. В приподнятом расположении духа я подъехал к первому попавшемуся магазину на стоянке маршрутного такси, чтобы позвонить Сереге. По самарскому было уже пять вечера. Дождь прекратился.

По моему изможденному небритому лицу и уставшему взгляду продавцу и без моих объяснений, что я издалека, было ясно, что телефон мне жизненно необходим. В результате чего я получил сотовый! телефон без секунды раздумий. Спасибо!

Вот так приятно встретила меня Самара. Маршрутный таксист объяснил, как пробраться к набережной, с которой мне будет удобно доехать до улицы, на которой меня ждет Серега. А уже в городе паренек на «десятке» сам предложил ехать за ним до места. С ним по закоулкам мы шустро добрались до знакомых мне мест и, поблагодарив его, я выехал на Новосадовую улицу, где увидел ожидавшего меня друга. Приветствия, объятия, рассматривание обалдевшим взглядом пыльного мотопутешественника, сопровождаемое неадекватным смехом, горячий душ дома, прекрасный, приготовленный женой, ужин под бренди, что я притащил с моря, небольшая прогулка по набережной и я сплю глубоким сном на большой лоджии на мягком диване, завернутый в теплое ватное одеяло. Как младенец.

День четвертый

Утром разбудила Наташа, жена Сереги. Сходил за мотиком на стоянку. Дома уже стынет завтрак. Дождался Серегу на обед. Приехал его тесть с водителем (он глава администрации г. Клявлино Самарской области). Долго дивился и уверял меня, что я молодец. До чего приятный человек! Приветливый, простой в общении. Это все прямо исходит от него.Так приятно осознавать, что не все политики погрязли в этой политнечисти. А людьми осталиись. Может потому, что начинал свой путь с тракториста колхоза? Через свою шкуру все пропустил?

Провожали меня почетным «эскортом». Когда я с Серым выходил, нас у «бэхи-пятерки» уже ждал дядя Ваня со своим водителем. Закинули рюкзак в багажник (по указанию босса ), так же по его просьбе я уселся на переднее сиденье, и вчетвером мы выехали со двора на оживленную Новосадовую. Остановились на стороне, противоположной той, на которой стояла Ява. Я пожал всем руки, поблагодарил за такую заботу, обнялся с Серегой, выслушал дядю Ваню: «Вот поедешь, мы посмотрим, только потом поедем. Давай, удачной дороги, приезжай в гости, в баньке париться». Перешел дорогу, ковыляя с тяжелым рюкзаком, неспешно надел шлем, перчатки. Завел мотик, развернулся и, помахав всем троим, влился в плотный городской поток.

270 км. Заправился на выезде. Выехал из города и помчался по родной, ведущей к дому, дороге. Километры проглатывались, не жуя. Вот Камышлинский перекресток, и я, оказывается, уже в 170 км от Самары. Поворот на Северное. Сворачиваю на короткую дорогу через Андреевку. Теряю водительскую подножку. Даже не останавливаюсь, ставлю пятку на кронштейн, и снимаю ее только для переключения передач. Движок на пониженных передачах гудит. В коробке что-то хрустит. Но мотик прет! Летит к дому! Сам еле сдерживаю.

И напоследок – небольшое пятнадцатикилометровое трофи по бездорожью. Основную тассу ремонтируют, объезд вдоль леса, через деревню. Мокрая грунтовка. Мат, конечно, допустимое явление в такой ситуации. Но не громкий. Вернее громкий, но никто не слышал. Между прочим, и Ява материлась бы, са-а-авершенно уверен. Проезжаю Подстанцию-500. Повернул голову к лицею, что расположен невдалеке от трассы. Школьники тусуются. Вот бы, думаю, Маратик (мой младший братишка) увидал. Опупел бы, наверное.

Перекресток. Объездная, и дорога в город, через Верхний Поселок. А на горизонте часть города, освещенная солнцем! Не буду говорить, что за песню я заорал при въезде в Бугульму, но прямо перед ее исполнением громкий крик: «Старушенция, мы дома!!!» проверил звукоизоляцию моего шлема, а мощные дружественные хлопки двумя руками по бокам бака Явушки, заставили ее покачнуться.

Много на свете хороших дорог, но самая лучшая – дорога домой.

После поворота на Андреевку, когда у меня из груди вместе с выдохом вырвалось: «вот она, финишная прямая – 30 километров», в голове сформировалась дальнейшая картина. Сначала думал поехать домой, переодеться и как ни в чем не бывало возникнуть у родителей, типа вернулся с друзьями на машине. Но потом решил, что поеду прямо к матери на работу, тем более был повод – ключ от родительского дома у меня отсутствовал. К Марату в лицей за ключами я заворачивать не стал по одной простой причине – поиски его в таком обличьи могли закончиться звонком в милицию. Первым делом я направился в знакомый фотосалон. Девушка, что дала мне ;)

в дорогу фотик, долго вынимала язык из глотки. После чего начала со мной разговаривать. Даааа, ее лицо о многом могло сказать. Но только не о том, что перед ней нормальный, привычный ее взору, человек. Я к этому времени уже давно перестал обращать внимание на подобные проявления человеческого изумления, просто купил пленку, всунул ее в фотик и попросил сфоткать меня дома, на финише. Во всей красе, так сказать. Попросил Романа позвонить мамке на работу, чтобы она вынесла мне ключи, и поехал.

Радостная улыбка мамы, объятия, и у меня смутное подозрение, что она все знает (уж больно спокойно встречает). После вопроса: «Уже мотоцикл забрал у Ирека? А почему он такой грязный, это он так?» все встало на места. Я развел руки, показывая, какой я чистенький и опрятненький, повернулся к мотику, кивнул на рюкзак. И вновь посмотрел на маму. Если бы это был мультфильм, то в этом месте челюсть у мамы с сочным шлепком упала бы на асфальт, а глаза сами занаете какими стали бы. «Да ты с ума сошел! Ты на нем чтоли ездил?!»- услышал я потерянный слабеющий голос мамы. После чего принялся успокаивать ее и заставлять улыбаться. Даже успел заметить навернувшуюся слезу. Как потом выяснилось, мама наглоталась колес в комнате на работе, а после поведала девчонкам (так она называет сослуживиц), что да как. Охи да ахи, по ее словам, были долгое время единственным звуковым оформлением их уютной комнаты.

В общем, приехал я. Все отхлынуло, и появилась безмятежность, спокойствие. Почувствовал себя на какой-то прохладно-теплой волне. Как морской. Волне спокойствия и удовлетворенности. С этим и уснул...

Утром подошел к мотику. Поцеловал в бак, в седушку, и закатил в гараж, сердечно благодаря за все. За все 4000 км, что вез мою задницу (на которой, заходя в душ, я приметил два овальных синяка, по одному на каждую булку) и тяжеленный рюкзак. Спасибо ему. Чуть погодя разберу, посмотрю. А пока пусть отдыхает. Каникулы заработал, это уж точно.

P.S. В первый раз почувствовал, что значит настоящее путешествие. Не передать словами всех ощущений. Ехать надо. Садиться на своих верных железных коней, и ехать. То, что оставляет внутри путешествие, не выразить, облачив в слова, в буквы. Это остается в глубине, где-то там, в тебе. И дать эти ощущения тебе такими, какие они есть, может только дорога. Дальняя дорога.

«Прогревочный 1 км, и последующие 2000 верст только ты и твой верный «железный конь». Поосторожнее на трассе, Ленар. И чистого тебе покрытия». Такую смс-ку получил я от Рустама перед выездом домой. Она помогла мне.

Поосторожнее на трассе, ребята. И чистого вам покрытия!